Международной научно-практической конференции
«Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики»
Санкт-Петербург 21-22 апреля 

 

 Пленарное заседание

21 апреля 2022 года

(видеозапись)

Международная конференция по чтению  как средство реализации Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации

Татьяна Ивановна Полякова, заведующий информационно-библиотечным центром, доцент кафедры социально-педагогического образования СПб АППО, кандидат педагогических наук, г. Санкт-Петербург, Россия.

 

Издание «Чтение. Энциклопедический словарь. - Москва, 2021» как новый этап в осмыслении проблемы чтения

Юлия Петровна Мелентьева, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий отделом проблем чтения ФГБУ НИЦ «Наука»  РАН, г. Москва, Россия.

 

Информационная безопасность детей – важнейшая задача педагога-библиотекаря
(+ ВИДЕО)

Татьяна Дмитриевна Жукова, президент ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА), кандидат педагогических наук, г. Москва, Россия.

 

О читательских ожиданиях подростков и старшеклассников

Наталья Михайловна Свирина, профессор кафедры основного и среднего общего образования СПб АППО, профессор, доктор педагогических наук, научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга. 

      

Современная школьная библиотека, созидаемая вместе

Елена Станиславовна Романичева, ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ, г. Москва, Россия.

 

Читательские компетенции современного человека: от дошкольника до выпускника

Марина Александровна Волкова, директор ГБОУ школы № 574 Невского района Санкт-Петербурга.

 

Литературное чтение как способ развития личностного потенциала

Татьяна Гелиевна Галактионова, профессор Института педагогики СПбГУ, доктор педагогических наук, доцент, г. Санкт-Петербург, Россия.

 

Учебник «Литературное чтение» как проводник в культуру (УМК «Школа диалога»)

Мария Павловна Воюшина, профессор кафедры ЮНЕСКО "Образование в поликультурном обществе" РГПУ им. А.И. Герцена,доктор педагогических наук, профессор, координатор проекта «Школа диалога».

 

Контексты культурно-образовательной событийности: читательские конференции и конкурсы

Ольга Николаевна Мачехина,  профессор дирекции образовательных программ ГАОУ ВО Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук, доцент, г.  Москва, Россия.

 

Сегодня читающий ребенок – завтра думающий гражданин

Владимир Александрович Шаталин, генеральный директор ООО «Издательство «Детская и юношеская книга», г.  Москва, Россия.

Всестороннее развитие детей-билингвов при помощи семейного чтения (видео)

Елена Альпдоган, учитель английского и русского языков, филолог, Бельгия, г. Вёрне.

 

Литературные предпочтения современных китайских читателей
(+ ВИДЕО)

Хоу Молань, аспирант СПбГУ, г. Цзинань, провинция Шаньдун, Китай.

 

 Секционные заседания

 

Интерактивная площадка. Реализация мега-проекта «Читающая Россия»

(видеозапись)

Реализации мега-проекта «Читающая Россия» в регионах. Презентация Атласа практик
(+ ВИДЕО)

Татьяна Дмитриевна Жукова, президент ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА), кандидат педагогических наук, г. Москва, Россия.

 

Развитие профессиональных компетенций педагога-библиотекаря в электронной образовательной среде (видео)

Елена Валерьевна Качева, заведующий региональным информационно-методическим центром ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»,  кандидат педагогических наук.

 

Практика организации детского и семейного чтения «Читающая мама - Читающая школа - Читающая Россия»  (+ ВИДЕО)

Римма Ахметовна Сафиуллиназаведующий библиотекой МАОУ «СОШ 11» городского округа г. Стерлитамак, Республика Башкортостан.

 

Междисциплинарный проект «Гимназия Читающая»: опыт реализации

Ерчаник Валентиновна Яркова, методист ГБОУ гимназии № 513 Невского района, учитель английского языка.

 

Атлас лучших практик организации детского и семейного чтения как результат партнерско-проектной деятельности РШБА

Ирина Владимировна Булавкина, заведующий центром библиотечной и музейной педагогики ОГБУ ДПО "Курский институт развития образования".

 

Конкурсы как инструмент развития профессиональных компетенций работников библиотек (видео)

Наталья Сергеевна Самыловская, заведующий информационно-библиотечным отделом (медиатекой) ГАОУ ДПО «ЛОИРО».
Анна Владимировна  Исаеваглавный библиотекарь, МО БУ «Средняя  общеобразовательная школа «Агалатовский центр образования», победитель  конкурса профессионального мастерства в  Ленинградской области в номинации «Библиотекарь года-2021».

 

 Секция 1. Читательская среда: проекты и инициативы

Валеология чтения в процессе социализации

Андрей Алексеевич Локиев, психолог, психолингвист,Санкт-Петербург, Россия.

 

Мультиграмотность как ресурс развития чтения в разных предметных областях

Ольга Андреевна Казакова, аспирант Института педагогики СПбГУ,  г. Санкт-Петербург, Россия.

 

Литература по саморазвитию как способ поговорить о «Войне и мире» Л. Н. Толстого

Екатерина Сергеевна Аширова, бакалавр филологии СПбГУ, Академическая гимназия им. Д. К. Фаддева, преподаватель русского языка и литературы, студент магистерской программы «Межкультурное образование» в СПбГУ, г. Санкт-Петербург, Россия.

 

Образовательный анекдот как учебный текст

Янина Владимировна Буткевич, магистрант СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия.

 

Развитие у детей интереса к чтению через литературное творчество

Ольга Анатольевна Отраднова, координатор проекта «Всероссийская школьная летопись», некоммерческое партнёрство содействия изучению современной культуры и литературы «Живая классика», кандидат философских наук, г. Санкт-Петербург, Россия.

 

Пространство, которое мотивирует читать

Анна Владиславовна Волощенко, ИМЦ Колпинского района, методист, учитель начальных классов,  г. Санкт-Петербург, Россия.

 

Программа внеурочной деятельности как средство приобщения младших подростков к чтению

Екатерина Вадимовна Зайцева, аспирант СПбГУ, г. Санкт-Петербург, Россия.

 

Онлайн встреча с писателем как средство формирования интереса к чтению

Алла Григорьевна Черных, педагог-библиотекарь ГБОУ СОШ № 220 Калининского района Санкт-Петербурга, Россия.

 

Воспитание культуры чтения через клубное общение и творчество

Надежда Евгеньевна Степанова, методист ГБУ ИМЦ Центрального района Санкт-Петербурга, Россия.

 

Аудиовизуализация в развитии интереса к чтению

Екатерина Владимировна Меленцева, заведующий библиотекой ГБОУ СОШ № 549 с углубленным изучением английского языка Красносельского района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург, Россия.

 

Образовательный продукт «Зеленый календарь»

Оксана Леонидовна Григорьева, заведующий библиотекой, ГБОУ школа № 574 Невского района Санкт-Петербурга, Россия.
Лилия Равильевна Гузаирова, библиотекарь ГБОУ школа № 574 Невского района Санкт-Петербурга, Россия.

 

Секция 2. Образовательные и информационные технологии для развития у детей интереса к чтению

(видеозапись)

Гуманитарно-образовательный проект «Человек читающий»

Светлана Эрленовна Берестовицкая, заместитель директора по опытно-экспериментальной работе ГБОУ СОШ № 218, профессор кафедры социально-педагогического образования СПб АППО, доктор педагогических наук, доцент, г. Санкт-Петербург, Россия.

 

Медиатворчество как средство формирования интереса к чтениюонлайн

Елена Валерьевна Черникова, магистр журналистики,  образовательный центр «Родник», медиапедагог, Египет, г. Хургада.

 

Книга – воспитатель

Валерий Игоревич Ашиков, руководитель семейного клуба «Семицветик», г. Москва, Россия.

 

Разнопозиционное изучение литературы: опыт проведения творческих мастерских в библиотеках

Максим Владимирович Чередниченко, МАОУ Школа “Эврика-развитие”, учитель литературы, г. Томск, Россия.
Екатерина Валентиновна Григоренко, МАОУ Школа “Эврика-развитие”, методист, г. Томск, Россия.

 

Интеграция приёмов ТРИЗ педагогики и заданий в формате международного исследования PIRLS для развития навыка смыслового чтения у учащихся младшего подросткового возраста

Елена Васильевна Волкова,  учитель начальных классов ГБОУ школа № 2101,  г. Москва, Россия.
Елена Ивановна Бондаренко, учитель ГБОУ школа № 2101,  г. Москва, Россия.
Ирина Николаевна Соколова, учитель русского языка и литературы, школа № 2101,  г. Москва, Россия.

 

Авторский опыт в диалоге с Книгой: программы учебной деятельности лаборатории сценических практик МПГУ 

Антонина Евгеньевна Ростовская, руководитель Лаборатории сценических практик кафедры Психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, г. Москва, Россия.
Татьяна Александровна Леменц,  студент 4 курса бакалавриата Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, г. Москва, Россия.
Марина Юрьевна Зайцева, студент 2 курса бакалавриата Института детства Московского педагогического государственного университета, г. Москва. Россия.

 

 22 апреля 2022 года

Место проведения: СПб ГБУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина»

 

Современные книги для детей и подростков в структуре чтения родителей  и школьных библиотекарей: по материалам исследования ЦГДБ им. А.С. Пушкина

Марина Валерьяновна Соломонова,заместитель директора СПб ГБУК «ЦГДБ
им. А.С. Пушкина» по развитию и инновациям.

 

Опыт работы Республики Сербской по продвижению книги и чтения

Марияна Цветкович, специалист по региональному сотрудничеству Представительства Республики Сербской в Российской Федерации.

 

Об издании и публикации серии «Российские золотые детские книги» в Китае

Ли Цзянхуа, преподаватель русского языка и переводчик русской детской литературы, Институт международной детской литературы китайского океанологического университета (г. Циндао, Китайская Народная Республика) – видеозапись.

 

Букбордеры – полеты на книгах. Литературная студия в библиотеке

Надежда Владимировна Куракина, методист Центральной районной библиотеки им. А.С. Пушкина СПб ГБУ «ЦБС Петроградского района».

 

Инфраструктура семейного чтения

Екатерина Андреевна Асонова, заведующий лабораторией социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук.

 

Опыт проектной деятельности со школами на примере конкурса школьных проектов «Сюжетная формула» ЦГДБ им. А. С. Пушкина

Анастасия Алексеевна Понамарёва, библиотекарь 2 категории ЦГДБ им. А. С. Пушкина, куратор формулы «Закрытая школа».

 

Потенциал общедоступных и учебных библиотек в профессиональном становлении кадет

Светлана Михайловна Купренюк, заведующий библиотекой ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации».

 

Культурная адаптация: особенности чтения жителей микрорайона Новая Охта

Анастасия Юрьевна Белоногова, заведующий библиотекой «КУБ» СПб ГБУК «ЦБС Красногвардейского района».

 

Для школы, эксклюзивно: индивидуальная работа библиотеки со школьными коллективами по их запросам

Татьяна Николаевна Шулаева, библиограф ведущей категории Центральной районной деткой библиотеки СПб ГБУ «ЦБС Петроградского района».

 

 Стендовые доклады  

«Книжное обозрение» (памятные даты 2021/2022 учебного года)

Лидия Анатольевна Алексеева, ведущий библиограф библиотеки ГБНОУ «СПБ ГДТЮ».
Ольга Игоревна Федорова, библиограф библиотеки ГБНОУ «СПБ ГДТЮ».

 

Клубы и интернет-сообщества любителей чтения

Фатма Байрамовна Мамедова, методист, ГБУ ДПО  центр повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр» Кировского района Санкт-Петербурга.
Анастасия Георгиевна Лычаева, методист, ГБУ ДПО центр повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр» Кировского района Санкт-Петербурга.