Информационно-библиотечный центр

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Доклад представлен в редакции автора

Е.Н. Мясищева, проректор,
Н.В. Володченко, заведующий информационно-библиотечным центром,
Белгородская обл., г. Белгород,
ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»

Обеспечение информационной среды для непрерывного образования педагогов
посредством информационно-библиотечной деятельности

 

Как отмечают ведущие мировые специалисты по образовательной политике М. Барбер и М. Муршед «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей».

Современные тенденции развития образования предъявляют новые требования к профессиональной деятельности педагога. Развивающаяся система образования предоставляет сегодня новые возможности для профессионального роста педагога, для реализации его индивидуального творческого потенциала, а также для возможности развиваться в команде единомышленников. Главная задача профессионального образования – это готовность к непрерывному профессиональному образованию и личностному саморазвитию.

В стимулировании саморазвития и самообразования большую помощь педагогическим работникам оказывает информационно-библиотечный центр. Специфика информационно-библиотечного центра института развития образования состоит в том, что она является неотъемлемой частью образовательной организации и призвана обеспечить качество образования в реализации соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов.

Основными направлениями деятельности ИБЦ в аспекте непрерывного профессионального образования педагогических работников можно назвать следующие:

– создание современной информационно-образовательной среды БелИРО, включающей в себя комплекс ресурсов, средств и систему педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современном мире;

– информационно-библиографическое и информационно-методическое сопровождение профессионального развития педагогических работников в сфере как информационных, так и педагогических технологий.

Для оперативного удовлетворения информационных потребностей пользователей в ИБЦ БелИРО осуществлен удаленный доступ к электронным ресурсам, образовательным порталам, электронным библиотекам системы образования, региональным электронным полнотекстовым коллекциям образовательных ресурсов и другим мультимедийным ресурсам по каждой дисциплине реализуемых дополнительных профессиональных программ. В этих целях на официальном сайте БелИРО создан и размещен реестр электронных ресурсов.

В качестве обязательных мероприятий, способствующих реализации проекта ЦОС в рамках национального проекта «Образование», подключение осуществлено к электронным библиотекам НЭБ, НЭДБ, Президентская библиотека, РГБ, ГПНТБ, ЭКБСОН. Источниками учебной и общепедагогической информации являются информационно-образовательные порталы, такие как: «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», федеральный портал «Российское образование», информационно-справочная система «Образование».

Для выявления потребностей в информационно-библиографическом обслуживании пользователей специалистами ИБЦ разработаны вопросы для анкетирования сотрудников института и слушателей курсов, что способствует оперативному и качественному удовлетворению их информационных запросов.

Электронные библиотеки образовательных и просветительских изданий, каталоги, электронные учебники и учебные комплексы, контрольно-измерительные материалы для внутренней оценки качества образования и другие ресурсы активно используются в библиотечной работе как электронный справочно-библиографический фонд. Количество таких ресурсов растет и для педагогических работников области разрабатываются указатели, путеводители, памятки, что позволяет своевременно информировать об удаленных ресурсах педагогической направленности.

Инструментом поддержки модели непрерывного профессионального образования педагогических работников области является возможность входа в электронный каталог ИБЦ через локальную сеть института посредством автоматизированной библиотечно-информационной системы (АБИС) «Аверс: библиотека».

Создан и пополняется электронный региональный банк методических пособий «КОМПАС», издаваемых в БелИРО, который содержит более 70 наименований полнотекстовых электронных изданий: сборники материалов конференций, педагогических чтений и конкурсов, методические и учебные разработки и учебно-методические пособия.

Успешное ориентирование в информационно-образовательном пространстве включает справочно-библиографическое и информационное обслуживание, рекомендательную библиографию, каталогизацию ресурсов. Очень важно сегодня эффективно использовать электронные сетевые ресурсы для создания современного учебного и досугового окружения педагогов, рекомендовать качественную литературу и источники. Специалисты информационно-библиотечного центра предлагают пользователям информационно-библиотечного центра библиотеку «ЛитРес: школа. Повышение квалификации», электронную педагогическую библиотеку «МИФ», портал «Культура. РФ», Всероссийский виртуальный концертный зал.

Для составления или редактирования списка литературы к статьям, выступлениям, докладам, презентациям, проектам в информационно-библиотечном центре института на официальном сайте БелИРО создана веб-справка. Педагоги региона могут воспользоваться справочной службой «Виртуальная справка», а специалисты ИБЦ оперативно и профессионально выполнить запросы, осуществляя поиск информации по книжным и периодическим изданиям библиотеки, электронно-правовой базе данных и ресурсам Интернет.

Для информационного обеспечения образовательного процесса сотрудников института, слушателей курсов, учителей региона осуществляется качественное сопровождение учебного процесса через организацию выставок. В читальном зале информационно-библиотечного центра регулярно проводятся «Дни кафедр», дни библиографического информирования, книжные выставки в соответствии с предметной направленностью по дополнительным профессиональным программам и к методическим мероприятиям БелИРО.

 Ежегодно проводится обновление списков литературы к учебным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки БелИРО, составляются рекомендательные списки литературы по актуальным темам в области образования. Ежегодно от пользователей поступает более 300 запросов тематического, фактографического, библиографического характера.

Через виртуальные выставки «Книжные новинки» проходит информирование пользователей на официальном сайте БелИРО, для педагогических работников региона размещается информация об изданиях, сведения о сайтах электронных библиотек, новых поступлениях, каталогах периодических изданий, предоставляются материалы по актуальным направлениям ДПО.

 В настоящее время целью библиотечного обслуживания является ориентир на запросы пользователя. Проводятся мероприятия по популяризации и развитию культуры чтения, формированию медийно-информационной грамотности, информационной культуры личности, основам информационной безопасности среди педагогов общеобразовательных мероприятий.

На качественно новом уровне информационно-библиотечный центр выполняет не только образовательную и информационную функции, но и воспитательную. 2020 год – год 75-летия Великой Победы. В рамках юбилейных мероприятий сотрудниками информационно-библиотечного центра для сотрудников института и педагогических работников области организован музыкально-литературный салон «Песни с которыми мы победили», создан цикл виртуальных информационных страниц на сайте БелИРО («Неизвестная война», «Читайте книги о войне», «Поле русской славы – Курская дуга», «Война и дети», «Белгородцы – герои Великой Отечественной войны», «Города-герои») запущен мультимедиа проект «Лица Победы», проведена акция «Спасибо Вам!». Эти выставки и методические материалы широко используют педагоги области для проведения школьных и внеклассных мероприятий, при подготовке и проведения уроков.

В Белгородском институте развития образования информационно-библиотечным центром регулярно организуются тематические выставки коллекций и экспонатов библиотек и музеев Белгородской области и экскурсии в учреждения образования и культуры, что также способствует повышению профессиональных компетенций педагогических работников.

Современная информационно-образовательная среда требует определенного уровня профессиональных компетенций работников образования. Появление новых видов информационных ресурсов, внедрение новых информационно-библиотечных и информационно-педагогических технологий в работу информационно-библиотечных центров и библиотеки образовательных организаций выявили очень серьезную проблему – недостаточную компетентность педагогов в использовании цифровых ресурсов. И решить эту проблему помогает информационно-библиотечный центр БелИРО. Сотрудники центра проводят консультирование для педагогических работников образовательных организаций Белгородской области, инструктивно-методические семинары по издательской деятельности, методические семинары по вопросам использования ресурсов информационно-библиотечного центра ОГАОУ ДПО «БелИРО», осуществления библиографического поиска и составлению библиографического описания согласно ГОСТу.

Таким образом, профессиональное развитие педагога в рамках непрерывного образования осуществляется самим педагогом, а информационно-библиотечный центр предоставляет возможности для этого. Непрерывное образование помогает педагогу поддерживать и повышать свой профессиональный уровень, овладевать различными компетенциями на протяжении всей педагогической деятельности.

 

Список литературы

  1. Руководства ИФЛА по непрерывному профессиональному образованию // Школьная библиотека сегодня и завтра. – 2019. – № 8. – С.15-20.
  2. Ворожейкина, А.В. Управление самостоятельной работой будущих педагогов как условие развития способности к непрерывному самообразованию / А. В. Ворожейкина // Непрерывное образование : теория и практика реализации : материалы II Международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 22 января 2019 г.) / ФГАОУВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». – Екатеринбург, 2019. – С. 30-33. – URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/13/sbornik_konferentsii_nepreryvnoe_obrazovanie.pdf
  3. Капштурь, М.А. Проблемы и перспективы развития непрерывного образования / М. А. Капштурь // Непрерывное образование : теория и практика реализации : материалы II Международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 22 января 2019 г.) / ФГАОУВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». – Екатеринбург, 2019. – С. 86-90. – URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/13/sbornik_konferentsii_nepreryvnoe_obrazovanie.pdf
  4. Киреева, Э.Ф. Непрерывное образование педагога как необходимое условие личностно-профессионального роста / Э. Ф. Киреева // Непрерывное образование : теория и практика реализации : материалы II Международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 22 января 2019 г.) / ФГАОУВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». – Екатеринбург, 2019. – С. 90-94. – URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/13/sbornik_konferentsii_nepreryvnoe_obrazovanie.pdf