Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Информационно-библиотечный центр
Кафедра социального образования
при поддержке
Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга
Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена
Кафедра педагогики
Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств
Кафедра библиотековедения и теории чтения
Кафедра детской литературы
Русской школьной библиотечной ассоциации
Санкт-Петербургского отделения международной ассоциации чтения
Санкт-Петербургского психологического общества
Научная секция "Психология и педагогика чтения»
Общества с ограниченной ответственностью «ООО Коллибри»
Программа международной научно-практической конференции
«Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности»
26- 28 апреля 2012 года
СПб АППО, ул. Ломоносова, 11
26 апреля 2012года - Первый день работы конференции
10.30-11.00 Регистрация участников.
11.00-11.30 Открытие конференции.
Степан Васильевич Жолован, ректор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук.
Сергей Павлович Тимофеев, начальник отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга.
Татьяна Дмитриевна Жукова, Президент Русской школьной библиотечной ассоциации, кандидат педагогических наук, г. Москва.
11.30- 13.00 Доклады и выступления.
Гуманизм в новейшей русской и зарубежной литературе как вечная ценность и фактор влияния на гармоническое развитие личности читающего.
Тереза Георгиевна Браже, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры теории и методики гуманитарного образования СПбАППО, г. Санкт-Петербург.
Приобщение к чтению: новый формат (о педагогических ресурсах изотекста)
Елена Станиславовна Романичева, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, декан филологического факультета, Московский гуманитарный педагогический институт, доцент, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, г. Москва.
Библиотека глазами детей (экспериментально-психологическое исследование спустя 15 лет).
Оксана Леонидовна Кабачек, заведующая отделом педагогики и психологии детского чтения Российской государственной детской библиотеки, кандидат психологических наук, г. Москва.
Оценка восприятия читателями-детьми сказочных персонажей методом семантического дифференциала.
Токарь Ольга Владимировна, доцент кафедры редакционно-издательских технологий, Белорусский государственный технологический университет, кандидат технических наук, г. Минск, Беларусь.
Влияние чтения в родительской семье в условиях двуязычия на воспитание ребёнка и формирование его благополучного будущего.
Наталья Дмитриевна Жукова, директор центра «Семейная консультация «Natus-center»,
г. Хельсинки, Финляндия.
13.00 – 13.30 Перерыв.
13.30 – 16.00 Мастер-класс. Круглый стол. Секции.
Мастер-класс.
Электронные тестовые задания для развития навыков функционального чтения.
Ведущие: Людмила Викторовна Рождественская, педагог Таллиннской центральной русской гимназии, образовательный технолог TKVG, тренер в проекте "DigiTiiger", Эстония.
Ирина Александровна Логвина, главный специалист по русскому языку, Государственный экзаменационный центр, Эстония.
Специальное мероприятие конференции. Круглый стол «Книжная Вселенная Н.А. Рубакина. К 150-летию великого книговеда»
Ведущие: Татьяна Дмитриевна Жукова, Президент Русской школьной библиотечной ассоциации, кандидат педагогических наук, г. Москва.
Бородин Сергей Михайлович, доцент Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, член секции «Психология и педагогика чтения» Санкт-Петербургского Психологического общества, член Международной ассоциации чтения, кандидат технических наук, г. Санкт-Петербург.
Тихомирова Ираида Ивановна - доцент кафедры детской литературы Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, кандидат педагогических наук, г. Санкт-Петербург.
Секции:
Секция 1. Психолого-педагогическая культура чтения взрослых – настоящее и будущее растущего читателя.
Ведущая: Андреева Юлия Федоровна, главный библиограф муниципального учреждения «Отрадненская городская библиотека», соискатель кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ, г. Отрадное, Ленинградская обл.
«Бородин С.М., Бородина В.А. Созидающее чтение»: теория, технология, опыт внедрения, г. Санкт-Петербург.
Андреева Ю. Ф. Библиотерапевтическое воздействие чтения поэзии на элексимичную личность, г. Отрадное, Ленинградская область.
Баева Н.А. Роль пренатального периода в формировании читателя, г.Гатчина, Ленинградская область.
Ваганова М.Ю. Технологии чтения в процессе информатизации обучения, г. Челябинск.
Дурова Е.Н. Пути повышения качества чтения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, Вологодская область, г. Тотьма.
Рябева А.Д. Чтение сказок, как средство преодоления эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста, Вологодская область, г. Тотьма.
Ипатов А.В. К вопросу об аутодеструктивных направлениях «психологической литературы» , г. Санкт-Петербург.
Казаринова И.Н. Блокнот творческого читателя как форма побуждения к чтению детей и взрослых, г. Санкт-Петербург.
Локиев А.А. Принципы стихосложения как информативные возможности языка, г. Санкт-Петербург.
Спиридонов И.Ф. Педагогика: звучащей речи, выразительного чтения, сценической речи, и педагогика пения – этапы единого целого, г. Санкт-Петербург.
Биличенко Н.В. Что читать детям?: Рекомендации и реалии конца XIX - начала XX вв., г. Санкт-Петербург.
Тихомирова Т.А. Развитие качества личности средствами художественной литературы (на примере качеств веры, верности себе), г. Санкт-Петербург.
Плюснина Е.М., Ганеева Г.П. Надпредметный учебно-методический модуль «Тренинг осмысленного чтения», г. Санкт-Петербург.
Третьякова И. В. Чтение как средство межкультурной коммуникации, г. Санкт-Петербург.
Шитова Н. И. Чтение, как путешествие во времени, г. Санкт-Петербург.
Зражевская Т. И. Экскурсия как форма организации учебного процесса, г. Санкт-Петербург.
Ясюкова Л.А. Исследование качества чтения современных школьников, г. Санкт-Петербург.
Душабаев З.Р. Психологический подход к обучению детей чтению, г. Санкт-Петербург.
Смахтина А.В. Развитие потребности в чтении у школьников, г. Краснодар.
Теплякова О.Н. Роль чтения в современной семье с детьми, и использование электронных ресурсов в развитии интереса к чтению, г. Санкт-Петербург.
Секция 2. Модели деятельности библиотеки по развитию личности читателя.
Ведущие: Татьяна Ивановна Полякова, заведующая информационно-библиотечным центром, ст. преподаватель кафедры социально-педагогического образования СПбАППО, отличник народного образования, почетный работник общего образования РФ, член Международной ассоциации чтения, кандидат педагогических наук, г. Санкт-Петербург.
Гугина Т.Б., методист информационно-библиотечного центра Санкт- Петербургской академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург.
Полякова Т.И. Школьная библиотека - центр инноваций педагогов и лаборатория творчества учащихся, г. Санкт-Петербург.
Загребельная Е. Н. Медиатека гимназии № 56 - центр развития личности учащегося, г. Санкт-Петербург.
Степанова Н. Е. Удивительное и необыкновенное – всегда рядом с нами, г. Санкт-Петербург.
Быкова О. А.Растим читателя, или роль семьи в выборе чтения своих детей. День Семьи в лицее № 214, г. Санкт-Петербург.
Блиновская Е.В. Развитие познавательной самостоятельности школьников на занятиях в библиотеке, г. Санкт-Петербург.
Харлампиев Н.Б. Журнал как диалог с современным ребенком, г. Санкт-Петербург.
Бондарева Л. Л.Творческие встречи учащихся с редактором журнала «Костер» Н.Харлампиевым,
Киселева И. В. Эстетика и эффективность книжной выставки, г. Санкт-Петербург.
Маркевич О.А. Педагогическое проектирование как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах детского и юношеского чтения и достижения качества чтения учащихся, г. Вологда
Лошакова Т.В. Воспитание творческого читателя на основе сотрудничества школьной библиотеки и семьи. Удмуртская Республика, г.Сарапул.
Кашурникова Т.М., Тимир-Булатова Н.С. Система работы по формированию читательской компетенции учащихся в начальной школе, г. Санкт-Петербург.
Жирова Н.И. Развитие информационной культуры младших школьников через подготовку и участие в информационно-библиографической программе «Страна Читалия», г. Санкт-Петербург.
Ловкова Т.Б. Способы активизации читательской деятельности в условиях публичных библиотек: виртуальный формат, г. Санкт-Петербург.
Подгородская Л.Н. От школьной библиотеки до школьного библиотечного медиацентра, г. Ревда, Свердловской области.
Гордеева Ю. В. Портрет виртуального читателя библиотеки, г. Санкт-Петербург.
Петрицкая И. С. Роль школьной библиотеки в формировании комфортной информационной среды ГОУ гимназии № 190, г. Санкт-Петербург.
Сапиташ Л.В. Концептуальная модель формирования читательской компетентности учащихся, педагогов и родителей МБОУ «Педагогический лицей», г. Великие Луки, Псковская область.
Варганова Г.В. Чтение в пространстве электронных коммуникаций, г. Санкт-Петербург.
Галкина Т.А. Комфортная информационная среда библиотеки, доступная для развития и воспитания личности, г. Санкт-Петербург.
Секция 3. Взаимодействие традиционных и нетрадиционных способов развития личности детей и взрослых через читательскую деятельность.
Ведущая: Тереза Георгиевна Браже, профессор кафедры теории и методики гуманитарного образования СПбАППО, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ.
Роботова А.С. Читательская компетентность педагога, г. Санкт-Петербург.
Бабарыкова Л.Д. Развитие личности младшего школьника в процессе проектной деятельности (на
п римере работы по литературному чтению), г. Санкт-Петербург.
Кочнева С.В. Гипертекстовая технология при работе над художественным текстом (опыт прочтения стихотворения Б. Пастернака «Музыка»), г. Санкт-Петербург.
Ивановская О.Г. Детский опыт чтения сказок и семантический резонанс у учителей начальной школы на использование сказки на уроке, г. Санкт-Петербург.
Шубина Е.В. Создание рабочих тетрадей для реализации регионального компонента по литературе в 5-8 классах общеобразовательной школы, муниципальное образование «Коношский муниципальный район» Архангельской области.
Заборщикова М. М. Роль словарей в профессиональном чтении педагогов, г. Санкт-Петербург.
Елисеева Т. Е. Формирование интереса к чтению на уроках математики, г. Санкт-Петербург.
Сабанцева М.Н., Редкошеева Т.Н., Пашинская О.Б., Протасевич О.В. Проект «Формирование читательской компетентности на уроках литературы и во внеклассной работе», г. Санкт-Петербург.
Гушул Ю. В. Проектирование программ поддержки и развития чтения для образовательных учреждений (среднее профессиональное образование, «Библиотековедение»), г. Челябинск.
Шатилова И.И. Чтение как важнейший фактор духовно-нравственного развития личности, г. Санкт-Петербург.
Максимова Е.Л. Особенности культурации младших школьников в процессе изучения литературы г. Санкт-Петербург.
Файбусович Э.Л. Что я читал в юности, г. Санкт-Петербург.
Гладкая И.В. Проектирование задачника по педагогике, г. Санкт-Петербург.
Уварова Н.М. Поддержка и продвижение чтения в колледже: тьютор по «книжному делу», г.Москва.
Тодоров Ю. Х. Негативные тенденции в современной русской литературе и несовершеннолетний читатель: взгляд педагога, г. Санкт-Петербург.
Секция 4. Приобщение к чтению как педагогическая задача в реализации стандартов нового поколения (по итогам апробации УМК «Учимся успешному чтению» 1-4 класс).
Ведущие: Светлана Владимировна Третьякова, начальник отдела методической работы НОЦ изд-ва «Проcвещение», г. Москва.
Татьяна Гелиевна Галактионова, профессор РГПУ им.А.И. Герцена, доктор педагогических наук, г. Санкт-Петербург.
Елена Сергеевна Филиппова, заведующая библиотекой школы №689, координатор апробации УМК «Успешное чтение», г. Санкт-Петербург.
Галактионова Т.Г., Филиппова Е.С. Приобщение к чтению как педагогическая задача в реализации стандартов нового поколения (по итогам апробации УМК «Учимся успешному чтению»), г. Санкт-Петербург.
Гращенкова Е. Л. IRA «Children’s Choices» впервые в России: опыт детского проекта, г. Москва.
Журавлева Е.В. Приближаем «Хорошее время читать», г. Санкт-Петербург.
Васильева Н.В. Проект «Читаем сообща» как способ приобщения к чтению через общение, г. Санкт-Петербург.
Меньшикова В. В. Опыт приобщения младших школьников к искусству слова, г. Санкт-Петербург.
Кузюкова Н.Ю. Реализация проекта «Успешное чтение» в начальной и в средней школе, г. Санкт-Петербург.
Печенюк Е. Г. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах достижения интереса к чтению учащимися (на примере внеклассного чтения), г. Санкт-Петербург.
Дмитриева С. В. Сотрудничество учителя и родителей в рамках проекта «Учимся успешному чтению», г. Великие Луки, Псковская ой область.
Трофимова С.А. Использование электронных ресурсов в развитии интереса к чтению, г. Санкт-Петербург.
Бибик Н.Ю., Пономарёва В.В. Способы формирования самооценки читательских умений у младших школьников, г. Кировск, Ленинградская область.
Фатыхова Т. И. Чтение в современном мире, г. Санкт-Петербург.
Плотникова М. А. Портрет книги :методика работы с книгой в проекте «Успешное чтение»., г.Сургут.
Ерыкалова Т. А. Использование регионального компонента при ознакомлении дошкольников с художественной литературой в детском саду, г. Череповец, Вологодская область.
Терентьева И.Е. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения через использование элементов драматизации, г. Санкт-Петербург.
Карпова Е. Г. Проект «Успешное чтение» в условиях ФГОС, г. Архангельск.
Ширяева С.А. Проблемы и перспективы реализации проекта «Успешное чтение» в г.Архангельске, г. Архангельск.
Сыромятникова Т.Ю. Формирование учебных универсальных действий на уроках литературного чтения по ФГОС, г. Северодвинск, Архангельская область.
16.00.- 17.30. Открытый микрофон. Встреча с Татьяной Дмитриевной Жуковой, Президентом Русской школьной библиотечной ассоциации, кандидатом педагогических наук, г. Москва.
17.30.-18.00. Подведение итогов конференции.
27 апреля 2012 года – Второй день работы Конференции
ЛЕНЭКСПО (Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., 103)
10.00 – 11.00. Конференц-зал 7-1. Регистрация и получение подарочных книг участниками.
11.00. – 11.15. Награждение победителей и лауреатов организации и проведения Недели детской книги и Всемирного Дня Культуры в образовательных учреждениях.
Татьяна Ивановна Полякова, заведующая информационно-библиотечным центром, ст. преподаватель кафедры социально-педагогического образования СПбАППО, отличник народного образования, почетный работник общего образования РФ, член Международной ассоциации чтения, кандидат педагогических наук, г. Санкт-Петербург.
Зинаида Юрьевна Пирогова, директор ООО «Коллибри», руководитель Санкт-Петербургского отделения Русской школьной библиотечной ассоциации, г. Санкт-Петербург.
Лариса Ивановна Уварова, Владимир Иванович Уваров, руководители оргкомитета по проведению ежегодного школьного Дня Культуры, члены исполкома Международной Лиги защиты Культуры, г. Санкт-Петербург.
11.15. – 12.00. Доклад. Школьная библиотека как когнитивный ресурс развития образования.
Татьяна Дмитриевна Жукова, Президент Русской школьной библиотечной ассоциации, кандидат педагогических наук, г. Москва.
12.00. – 12.30. Проекты издательства «Русское слово».
Марина Ивановна Лобзина, заместитель генерального директора издательства «Русское слово».
12.30.- 14.30. Посещение мероприятий VII выставки-ярмарки «Санкт-Петербургский международный книжный салон – 2012».
14.30. – 16.00. Конференц-зал 7-1. Вручение подарочных книг участникам.
Проекты издательства «ОНИКС», издательской группы «Азбука – Атикус».
14.00.- 17.00.Специальное мероприятие. Конференц-зал 6.2. Финальная церемония проекта «Успешное чтение».
Елена Ивановна Казакова, доктор педагогических наук, профессор СПБГУ.
Татьяна Гелиевна Галактионова, доктор педагогических наук, профессор РГПУ.
28 апреля 2012 года – Третий день работы Конференции
10.00.- 18.00. Посещение мероприятий VII выставки-ярмарки «Санкт-Петербургский международный книжный салон – 2012».