Научно-практическая конференция
«Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности»
В Санкт-Петербурге 26-28 апреля 2012 года состоялась международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Ее организаторами стали Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования при поддержке Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена, Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, Русской школьной библиотечной ассоциации, Санкт-Петербургского отделения международной ассоциации чтения, Санкт-Петербургского психологического общества (Научная секция "Психология и педагогика чтения»), Общества с ограниченной ответственностью «ООО Коллибри».
В первый день конференции с приветствиями к участникам конференции обратились Александр Сергевич Горшков, первый проректор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор, Татьяна Дмитриевна Жукова, Президент Русской школьной библиотечной ассоциации, кандидат педагогических наук, Москва, которые подчеркнули значимость чтения и книги в развитии личности взрослых и детей, пожелали плодотворной и успешной работы участникам – педагогам, библиотекарям, психологам, социологам, ученым, писателям, издателям – в определении способов воздействия чтения на развитие личности детей и взрослых; привлечении общественного внимания к проблемам чтения и необходимости обеспечения доступности информации о книгах для детей и взрослых; совершенствовании национальной программы поддержки и развития чтения, конкретизации ее на региональном уровне, использовании программы в целях достижения единства социокультурного пространства петербургских читателей.
На пленарном заседании выступили Тереза Георгиевна Браже, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры социального образования СПбАППО, Санкт-Петербург, Елена Станиславовна Романичева, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, декан филологического факультета, Московский гуманитарный педагогический институт, доцент, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, Москва, Оксана Леонидовна Кабачек, заведующая отделом педагогики и психологии детского чтения Российской государственной детской библиотеки, кандидат психологических наук, Москва, Токарь Ольга Владимировна, доцент кафедры редакционно-издательских технологий, Белорусский государственный технологический университет, кандидат технических наук, г. Минск, Беларусь, Наталья Дмитриевна Жукова, директор центра «Семейная консультация «Natus-center», г. Хельсинки, Финляндия.
Специальное мероприятие конференции) было посвящено 150-летию великого книговеда Н.А. Рубакина. Ведущими круглого стола «Книжная Вселенная Н.А. Рубакина» были Татьяна Дмитриевна Жукова, Президент Русской школьной библиотечной ассоциации, кандидат педагогических наук, Москва, Бородин Сергей Михайлович, кандидат технических наук, доцент, Санкт-Петербургское психологическое общество, Координатор научной секции «Психология и педагогика чтения», Санкт-Петербург, Тихомирова Ираида Ивановна, доцент кафедры детской литературы Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербург.
В 2012 году российское библиотечное сообщество широко отмечает значимую юбилейную дату – 150-летие со дня рождения великого русского библиотековеда Н.А.Рубакина.
Мероприятие было направлено на обобщение опыта по изучению наследия Н.А. Рубакина, призвано показать и доказать действенность и уникальность библиотечных технологий в деле воспитания и возрождения культуры чтения в России, а также расширить контекст понимания творчества, качества образования и чтения в XXI веке.
Основные вопросы, которые были обсуждены на круглом столе:
- Теория книжного ядра Н.А. Рубакина.
- Библиопсихология и читателеведение в трудах Рубакина.
- Истоки творчества.
- Новое понимание образования и воспитания через книгу.
- Новое прочтение трудов Рубакина: традиции и современное звучание.
- Лучший опыт библиотек России по организации проектов по чтению.
Мастер-класс «Электронные тестовые задания для развития навыков функционального чтения» позволил присутствующим познакомиться с опытом работы Людмилы ВикторовныРождественской, педагога Таллиннской центральной русской гимназии, образовательного технолога TKVG, тренера в проекте "DigiTiiger", Эстония.
На секциях конференции были обсуждены следующие вопросы:
• развитие концептуальных подходов к повышению роли книги в образовательной и досуговой деятельности детей и взрослых;
• определение способов позитивного влияния книги на развитие личности детей и взрослых и их опытно-экспериментальная проверка;
• усиление внимания к качеству чтения детей и взрослых, разработка критериев оценки качества чтения в науке и читательской практике;
• роль чтения в кругу семьи;
• использование электронных ресурсов в развитии интереса к чтению;
• библиотекарь как педагог и андрагог в работе с учителями и родителями;
• повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах детского и юношеского чтения и достижения качества чтения учащихся;
• проектирование программ поддержки и развития чтения для образовательного учреждения;
• социально-педагогическая поддержка чтения: международный опыт;
• определение специфики и приоритетов чтения в городе и области, а также определенных групп читателей.
Ведущими секций были: Андреева Юлия Федоровна, заведующая художественно-эстетическим отделом МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы", соискатель кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ, член секции «Психология и педагогика чтения» Санкт-Петербургского психологического общества, г. Отрадное, Ленинградская область,Третьякова Ирина Владимировна, преподаватель, руководитель литературного отделения Царскосельской гимназии искусств имени А.А. Ахматовой, отличник народного просвещения, член секции «Психология и педагогика чтения» Санкт-Петербургского психологического общества, Санкт-Петербург (Секция 1.Психолого-педагогическая культура чтения взрослых – настоящее и будущее растущего читателя), Татьяна Ивановна Полякова, заведующая информационно-библиотечным центром, ст. преподаватель кафедры социально-педагогического образования СПбАППО, отличник народного образования, почетный работник общего образования РФ, член Международной ассоциации чтения, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербург, Татьяна Борисовна Гугина, методист информационно-библиотечного центра Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург (Секция 2. Модели деятельности библиотеки по развитию личности читателя), Тереза Георгиевна Браже, профессор кафедры социального образования СПбАППО, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ (Секция 3. Взаимодействие традиционных и нетрадиционных способов развития личности детей и взрослых через читательскую деятельность), Светлана Владимировна Третьякова, начальник отдела методической работы НОЦ изд-ва «Проcвещение», Москва, Татьяна Гелиевна Галактионова, профессор РГПУ им.А.И. Герцена, доктор педагогических наук, Санкт-Петербург, Елена Сергеевна Филиппова, заведующая библиотекой школы №689, координатор апробации УМК «Успешное чтение», Санкт-Петербург (Секция 4. Приобщение к чтению как педагогическая задача в реализации стандартов нового поколения (по итогам апробации УМК «Учимся успешному чтению» 1-4 класс).