VII Всероссийская научно-практическая конференция «Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы». 27 ноября 2023 г. Москва, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы.
Трубина Людмила Александровна, доктор филологических наук, профессор Московского педагогического государственного университета.
Доклад «Аксиология современного чтения».
В докладе, среди прочих значимых моментов воспитания культуры чтения, осознания его ценности, приводится характерный пример из жизни. На базе университета МПГУ была проведена олимпиада по русскому языку. Когда автор доклада обратилась к организаторам с вопросом: почему выбран текст далеко не лучшего качества (книга из массовой культуры постмодернистского содержания)? – и заговорила с ними о том, что русский писатель не может не искать света в конце пути – имея ввиду, что этот текст выбран для юных – то услышала строгий ответ одного из членов комиссии: никакого света здесь нет. В таком случае, по мнению автора, возникает вопрос: а зачем тогда мы эту тьму даём детям?
VII Всероссийская научно-практическая конференция «Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы». 27 ноября 2023 г. Москва, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы.
Романичева Елена Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент Московского городского педагогического университета.
Доклад «Чтение в школьном образовании: шаг вперед, два шага назад».
Учить детей читать с экрана. Смысловое чтение. Человек, не восприимчивый к красоте мира, не воспримет художественный текст – здесь и работа для родителей. «Медленное чтение» – начало всех начал. Текстовая деятельность как фрагмент любого урока по любой учебной дисциплине. О том, как эстетическое чтение становится функциональным. Учеными доказано: человек формируется в самостоятельном чтении. О понятии «новая педагогическая грамотность (для учителя и школьного библиотекаря)».
Основные задачи в сфере формирования безопасной информационной среды для детей
Из Указа Президента РФ
«О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации
на период до 2030 года» , п.32
Основными задачами в сфере формирования безопасной информационной среды для детей являются:
1) выявление, предупреждение и пресечение угроз информационной безопасности детей, осуществляемые в том числе при участии организаций, деятельность которых ориентирована на достижение общественно значимых целей, и с использованием их современных аппаратно-программных комплексов;
2) создание информационной продукции для детей, способствующей их ценностному, моральному, духовному, нравственному и личностному развитию;
3) реализация мероприятий в сфере информационной безопасности для детей и их родителей (законных представителей), педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
4) формирование у детей навыков самостоятельного, осознанного и ответственного использования информационной продукции;
5) государственная поддержка создания для детей произведений литературы и искусства, кинематографической, театральной, телевизионной и иной аудиовизуальной продукции, печатной продукции, продукции, распространяемой посредством сети "Интернет", которые направлены на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры, и обеспечение контроля за качеством указанной информационной продукции;
6) защита детей от внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия, внешней идейно-ценностной экспансии, совершенствование механизмов выявления и пресечения распространения противоправного контента в информационном пространстве;
7) профилактика, раннее выявление и пресечение правонарушений и преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий в отношении детей или при участии детей.
_________________________________
Полный текст Указа «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года»
Мосунова Л.А. «Трансформация чтения в эпоху глобализации»
Преодоление отношения к чтению только как потреблению информации возможно в результате целенаправленного развития универсальных навыков чтения, которые исключают позицию читателя как потребителя готового текста.