Примерное положение о библиотечном медиацентре общеобразовательного учреждения
(Проект. Разработчик Зуева Е.М.)
[05.04.2004]
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Библиотечный медиацентр создается на базе библиотеки общеобразовательного учреждения (далее ОУ) как структурное подразделение с миссией формирования медиакультуры пользователей и функциями сбора, аналитико-синтетической переработки и распространения традиционной и медиаинформации.
1.2. Статус «Библиотечный медиацентр» (без прав юридического лица) присваивается библиотеке ОУ приказом Учредителя в лице директора ОУ.
1.3. В своей деятельности библиотечный медиацентр (далее БМЦ) руководствуется Указами Президента России, законами «Об образовании», «О библиотечном деле», «Об информации, информатизации и защите информации», нормативными и регламентирующими документами Министерства образования, региональных и местных органов управления образования, Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка ОУ и Положением о библиотеке-медиатеке конкретного ОУ, разработанным на основе настоящего.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
2.1. Создание в общеобразовательном учреждении медиа-библиотечной среды как сферы медиаобразования со специальными средствами и методами.
2.2. Обеспечение учебно-воспитательного процесса учебными и вспомогательными документами на традиционных и разнообразных современных носителях информации.
2.3. Обучение пользователей основам медиаграмотности, формирование медиакультуры.
2.4. Руководство процессом воспитания информационного мировоззрения школьников и методическая помощь педагогам в продвижении знаний и умений по информационному самообеспечению учебной, профессиональной и иной познавательной деятельности учащихся.
2.5.Участие в формировании политики общеобразовательного учреждения в области медиаобразования.
III. ФУНКЦИИ
3.1. Формирует медиа- и библиотечно-библиографические ресурсы общеобразовательного учреждения как единый фонд, объединяющий специализированные подфонды печатной продукции, аудио-, видео- и электронных материалов.
3.1.1. Комплектует специализированные подфонды учебными, научно-популярными, научными, художественными, справочными документами для учащихся и педагогов на традиционных и нетрадиционных носителях как с целью обеспечения учебно-воспитательного процесса, так и с целью освоения специфики создания и использования медиаинформации.
3.1.2. Пополняет фонды за счет автоматизированных информационных ресурсов сети Интернет, баз и банков данных других учреждений и организаций.
3.1.3. Формирует фонд документов, создаваемых в ОУ (журналов, газет, электронных медиаобъектов, в т.ч. системы Интранет, баз и банков данных, а также папок-накопителей документов и их копий, публикаций и работ педагогов ОУ, лучших научных работ и рефератов учащихся).
3.1.4. Организует единый фонд как совокупность подфондов книгохранения, абонементов, читальных залов, фонотеки, видеотеки, диатеки, компьютерной зоны.
3.1.5. Управляет единым фондом с целью оптимизации объема, состава и эффективности использования подфондов.
3.2. Организует создание справочно-библиографического аппарата с использованием современных технических средств.
3.2.1. Осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации.
3.2.2. Организует и ведет справочно-библиографический аппарат (СБА), включающий каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, разнообразные базы и банки данных по профилю ОУ.
3.2.3. Разрабатывает библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п., печатные и электронные), библиографические обзоры, включающие медиаресурсы.
3.2.4. Организует выставки, оформляет стенды, плакаты и т. п. для обеспечения информирования пользователей о печатных и нетрадиционных ресурсах.
3.3. Осуществляет информационное, библиотечное и справочно-библиографическое обслуживание всех категорий пользователей ОУ.
3.3.1. Организует деятельность абонементов, читальных залов, аудио-, видео-, компьютерной зон (отделов), межбиблиотечного абонемента (МБА).
3.3.2. Формирует репертуар традиционных и нетрадиционных (в том числе платных) информационно-библиотечных услуг.
3.3.3. Использует телекоммуникационные технологии в решении задач библиотечной поддержки учебной деятельности и организации доступа к информации:
– участвует в организации проектной деятельности (ведет поиск информации о региональных, общероссийских и международных проектах для учащихся, организует коллективы для участия в проектах, обеспечивает поиск информации и её представление в сети Интранет);
– создаёт возможности доступа и поддерживает участие педагогов в предметных электронных конференциях (в т.ч. ежегодных вгустовских совещаниях);
3.4. Обучает технологиям информационного самообслуживания, создания и использования медиаресурсов, в целях освоения учащимися основ медиаграмотности, овладения языком и возможностями медиасредств, формирования медиакультуры.
3.4.1. Обучает владению языком и технологиями создания:
– видеоинформации на базе видеотеки и диатеки;
– аудиоинформации на базе фонотеки;
– электронной, мультимедийной информации на базе компьютерной зоны.
3.4.2. Встраивает в процесс информационно-библиотечного обслуживания элементы обучающего характера (индивидуальные и групповые консультации, практические советы, показ технологических аспектов работы с медиаинформацией).
3.4.3. Организует традиционные массовые мероприятия с широким использованием медиаресурсов, и мероприятия, ориентированные на формирование медиакультуры школьников (коллективные просмотры аудиовизуальных документов, медиапрезентации и др.).
3.4.3. Поддерживает деятельность педагогов и учащихся в области создания медиапродуктов (фоно-, видеозаписей, электронных документов, баз данных, Web-страниц и т.п.).
Оказывает помощь (консультативную, практическую, индивидуальную, групповую) пользователям БМЦ в проектной деятельности, решении информационных задач, возникающих в процессе их учебной, профессиональной и досуговой деятельности.
3.4.4. При наличии в учебных планах и программах предмета, факультатива, отдельных тем и занятий, связанных с медиаобразованием и формированием информационной культуры, оказывает информационную и методическую помощь педагогам, консультирует школьников, является базой для проведения практических занятий.
3.5. Участвует в формировании политики общеобразовательного учреждения в области медиаобразования.
3.5.1. Разрабатывает текущие и перспективные планы работы БМЦ, отражающие его участие в развитии системы медиаобразования в ОУ.
3.5.2. Использует распределенную информационную среду ОУ и осуществляет взаимодействие со всеми структурными подразделениями ОУ, другими учреждениями и организациями, имеющими медиаресурсы.
3.5.3. Готовит предложения в целях разграничения, дифференциации степени участия в едином процессе медиаобеспечения и медиаобразования БМЦ и других подразделений и специалистов ОУ.
3.5.4. Предлагает, осуществляет и участвует в проектах, способствующих становлению медиаграмотности, формированию медиакультуры современных педагогов и школьников.