Информационно-библиотечный центр

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Доклад представлен в редакции автора

Варганова Г.В., Павличенко И.А.

Книжные клубы и клубы чтения в условиях пандемии: зарубежные практики

Сведения об авторах: Варганова Галина Владимировна – доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГИК (Санкт-Петербург)

Павличенко Ирина Андреевна – заведующая Центральной библиотекой МЦБС им. М.Ю. Лермонтова (Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматриваются основные функции и направления деятельностикнижных клубов и клубов чтения, созданных в школах зарубежных стран учителями и школьными библиотекарями. Охарактеризованы основные формы работы клубов, ориентированные на приобщение к чтению и повышение уровня читательской активности обучающихся начальной и средней школы. Рассмотрена динамика деятельности клубов в условиях пандемии.

Ключевые слова: чтение, читательская деятельность, книжные клубы, клубы чтения, школа, пандемия, зарубежные страны.

 

Важнейшими инструментами приобщения к книге и чтению являются книжные клубы и клубы чтения, организуемые в школах, и нашедшие широкое распространение в разных странах мира.

Книжные клубы и клубы чтения, несмотря на общность миссии иосновных функций (образовательная, познавательная, коммуникативная, информационная, досуговая), связанныхс развитием читательской активности учащихся, тем не менее, являются институциями, различающимися по своим процедурам деятельности.

Книжные клубы, созданные в школе, ориентированы на прочтение в заранее определенный период времени выбранной книги и ее дальнейшее обсуждение членами клуба, которыми являются только учащиеся школы, начиная с 12–13 лет. В случае отсутствия книги в школьной библиотеке, родители членов клуба приобретают электронную копию или традиционную книгу в книжном магазине.

Книжные клубы в школах организуются школьными библиотекарями, представителями магазинов детской литературы, родителями, стремящимися передать свою любовь к литературе и приобщить ребенка к миру книг, которые не отражены в образовательной программе. Периодичность встречи членов клуба, как правило, не превышает одного раза в месяц, а количество участников может составлять 10–12 человек с примерно одинаковым уровнем читательского развития. Столь небольшой состав клуба не мешает его активной работе.[3]

Клубы чтения при школах предполагают прочтение детьми в возрасте от 6 до 11 лет заранее выбранной библиотекарем книги (рассказа, сказки, фрагмента повести) в помещении библиотеки, весной – на пришкольном участке или в недалеко расположенном парке.

При выборе книги для чтения ориентируются на состав фонда библиотеки, тематические и жанровые интересы ребенка. В случае, если ребенок на заседание клуба приносит свою книгу, то именно ее и будут читать.

Чтецами могут быть как дети, так и сопровождающие их родители. Встречи членов клубов чтения проводятся на постоянной основе один или два раза в неделю до начала первого урока, т.е. интерес к чтению формируется во внеурочное время.

В течении учебного года участники клуба чтения,количество которых может превышать 60 человек, прочитывают достаточно большое количество произведений [4].

Проведенный анализ публикаций педагогического и библиотечного сообщества Великобритании и США показал, что книжные клубы и клубы чтения создаются не во всех школах.

Книжные клубы прочно вошли в жизнь граждан Великобритании и США.В этой связи учащиеся средней и старшей школы самостоятельно или вместе с родителями могут войти в состав книжных клубов, которые организуются не только школами, но также писательскими организациями, книжными издательствами, книжными магазинами, периодическими изданиями: газетами и журналами (Time, Financialtimes, NewYorkTimes, LosAngelestimes (США), TheTimes, TheSuтdayTimes, The Guardian, ChurchTime, TheObserver (Великобритания), ArtNewspaper (Великобритания, США), а также частными лицами (литераторами, журналистами, бизнес-консультантами, блогерами и др.).

Формы работы книжных клубов многообразны: встречи с писателями, литературоведами, критиками, а также лидерами мнений, среди которых деятели науки, культуры и искусства, политики, бизнесмены, путешественники.

Большой отклик у членов клуба находят дискуссиио прочитанных книгах и конкурсы на лучший письменный отзыв на книгу, победитель которого получает право на ужин с автором и возможностью полноценной видео-записи этой встречи. Достаточно часто проводятся конкурсы на лучший вопрос писателю, а задавший его участник получает в подарок книгу и др. Кроме того, практически во всех книжных клубах распространена практика приобретения членами клуба книг-новинок с существенными скидками.

Клубы чтения создаются в школах значительно чаще, чем книжные клубы. Это связано с рядом причин, важнейшими среди которых являются несоответствие уровня читательской деятельности учащихся школы требованиям образовательного стандарта, утвержденного властными структурами штатов/графств, а также отсутствие сформированности интереса к книге и мотивации к чтению.

Клубы чтения, на которые дети могут приходить вместе с родителями, укрепляют семейные отношения, а также отношения семьи и школы [5].

Комфортная и доброжелательная среда,создаваемая библиотекарем во время дискуссии о прочитанном, способствует повышению уровня социальной адаптации детей, помогает укрепить дружеские отношения с ровесниками на основе общих интересов, расширить горизонты знаний. Специалисты отмечают также благотворность воздействия участия в клубах на социальную адаптацию и овладение английским языком детей из семей мигрантов и беженцев.

В связи с увеличением миграционных потоков этой категорииучащихся уделяется особое внимание. В клубах чтения непременно проводится праздник, приуроченный к 21 февраля – Международному дню родного языка, провозглашенному ЮНЕСКО для сохранения и развития языкового и культурного многообразия мира[1]. Школьные библиотекари ведут работу по реализации программы «Билингвальная книга», заранее подготавливая учащихся к рассказу о любимом произведении, написанном на родном языке.

Клубы чтения могут включать в себя мастер-классы по подготовке к косплеям и театрализованным представлениям.

Учащиеся создают пальчиковые и тростевые куклы, маски животных, рамки для фотографий, оригами, бумажные гирлянды, закладки, паззлы, рисунки членов семьи, похожих личными качествами на героев книги, постеры, банданы, ковбойские шляпы с изображенными на них эпизодами прочитанного текста и др.

В ряде школ практикуется организация поездок учащихся в зоопарки, музеи естественной истории, на тренировки баскетбольной/гандбольной команды, на занятия в лагерях верховой езды и др.

Обращает на себя внимание воспитательный аспект: в конце учебного года дети получают задание написать родителям, учителям и библиотекарям письмо – благодарность с рассказом о том, что нового узнали в клубе чтения, какие герои особенно понравились и др.

Заседания клуба чтения завершаются награждениями чтецов стикерами и сертификатами. При наличии спонсоров, в качестве которых выступают филантропические фонды, средства массовой информации, государственные и бизнес-структуры, дети награждаются книгами.

Пандемия обусловила привнесение новой нормальности в жизни миллионов людей. В Великобритании и США, как и в ряде других стран мира, обостряется социально-экономическое неравенство населения(уровень доходов, условия жизни, вид трудовой деятельности), наблюдается семейная депривация, неблагополучие систем детского здравоохранения и социальной защиты ребенка и др.

Неготовность систем образования к новой реальности, закрытие школ особенно повлияли на детей из семей с низкими доходами, которые не имеют доступа к быстрому широкополосному ИНТЕРНЕТу, что усугубило проблему цифрового разрыва разных социальных слоев населения.В этих условиях наблюдаются изменения в деятельности книжных клубов и клубов чтения

Исследователи отмечают, что в период пандемии книжные клубы, в том числе и организованные при школах, не прекратили своего существования, они перешли в он-лайн – формат, приобрели новых участников, имеющих доступ к ИНТЕРНЕТ: задействовали Skype, Zoom, Moodle, Facebook, Twitter, Youtube и др. При этом учащиеся, не имеющие доступа к ИНТЕРНЕТ, отсеялись.

Более того, возросло количество вновь созданных он-лайн-клубов. Это связывают с возвращением людей к книге и чтению литературы.Книга стала виртуальным подарком, которая в условиях вынужденной изоляции помогает людям общаться друг с другом, смотреть друг другу в глаза и делиться своими мыслями.Так, деятели культуры и искусства, временно потерявшие занятость, также стали организаторами он-лайн книжных клубов, быстро завоевавших популярность у учащихся старших классов школ, планирующих приобрести творческие профессии [6].

Однако в условиях пандемии деятельность клубов чтения, созданных при школах, не столь оптимистична. Заседания этих клубов всегда проводились только в традиционном формате. Это связано с тем, что педагоги и библиотекари США при обучении чтению учитывают наличие в стране проблемы цифрового разрыва применительно к учащимся начальной и средней школы.Более 3 млн семей, имеющих детей школьного возраста, находятся в зоне опасности в плане доступа к широкополосному ИНТЕРНЕТ. Это составляет около 40% семей в США[2].

В условиях пандемии падение доходов семей, связанное с резким сокращением рынка труда, а также с потерей места работы женщинами, которые не смогли найти альтернативу занятости для своих детей, обострили цифровой разрыв. Дети, не имеющие доступа к ИНТЕРНЕТ, потеряли возможность учиться и, тем более, посещать заседания клубов чтения. До пандемии многие учащиеся выполняли домашние задания в школе, пользуюсь wi-fi, а также посещали публичные библиотеки, имеющие доступ к ИНТЕРНЕТ.

Стремясь смягчить эту проблему и предотвратить отсев учащихся из школ, были организованы мобильные горячие точки с доступом к ИНТЕРНЕТ, действует специальная программа, позволяющая брать во временное пользование ноутбуки с оплаченными тарифами, оборудованы wi-fi автобусы, доставляющие детей в школу и др.

Однако предпринятые меры не позволяют ввести образовательный процесс в нужное русло: количество детей, участвующих в заседаниях он-лайн клубов чтения, значительно отстает от числа участников заседаний традиционных клубов, проводимых до начала короновирусной инфекции.

Таким образом, книжные клубы и клубы чтения, несмотря на общность миссии, связанной с приобщением учащихся к книге и чтению, не в полной мере выполняют свои функции в условиях пандемии. Отсутствие технологий обострило проблему посещаемости книжных клубов и клубов чтения в виртуальном формате. Особенно негативное влияние период пандемии оказал на клубы чтения, созданные в школах, резко сократив число участников. Данная проблема не может не волновать педагогическую и библиотечную общественность, понимающую значимость чтения и читательской деятельности каждого ребенка как необходимую платформу его будущего успешного личного и профессионального развития.

 

Источники

  1. Международный день родного языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://internationaldayofnativelanguage.unesco.org – Загл. с экрана (дата обращения 22.02.2021).
  2. Цифровой разрыв в США.ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://(un.org). – Загл. с экрана (дата обращения 22.02.2021).
  3. Cherry S.,Johansen D. Breathing new life into book clubs: a practical guide for teachers// Cherry S., Johansen D.Portsmouth,NH: Heinemann,2019. – 165 p.
  4. I’ve got to talk to someone about this [Электронныйресурс]. – Режим доступа: http://аbookriot/com. – Загл. с экрана (датаобращения02.2021).
  5. Roessing L.//Roessing L. Talking texts: a teacher’sguide to book clubs across the curriculum. – Lanham:The Roman and Littlefield Publishing House,2019.–21 p.
  6. Serravallo J. // Serravallo J. Connection with students on-line: strategies for mote teaching and learning. – Portsmouth,NH:Heinemann,2020. – 69 p.