Доклад представлен в редакции автора
Володина А.Е., Степанова Я.И.
Виртуальный проект «литературные музеи-усадьбы»
как средство развития читательского интереса старшеклассников
Сведения об авторах:
Володина Анна Евгеньевна – педагог-организатор, руководитель виртуального проекта «Литературные музеи-усадьбы» «ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Степанова Яна Игоревна – медиаспециалист ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
В статье представлена информация о виртуальном проекте, созданном совместно с учащимися старших классов в рамках недели русского языка и литературы.
Ключевые слова: читательский интерес, виртуальная экскурсия, литературный музей, музей-усадьба, проект школьной медиатеки, образовательный процесс, информационные ресурсы.
Развитие читательской компетентности детей и взрослых в школьной библиотеке – одна из основных задач учебной организации, поскольку именно процесс чтения обеспечивает базовую основу ключевых компетенций [1] [4].
В Академической гимназии №56 реализуется образовательный полипроект «Чтение с увлечением». Инновационность проекта связана с консолидацией усилий всех школьных специалистов в деле воспитания читателя.Медиатека гимназии не просто является пространством реализации разрабатываемых читательских проектов, но активно участвует в разработке новых форм сотрудничества [3]. Новые условия образовательного процесса, ограничения, в связи с карантином, стали отправной точкой для разработки нового проекта «Виртуальные музеи-усадьбы». Каждый год учащиеся старших классов нашей гимназии традиционно выезжают на экскурсии в музеи-усадьбы, судьба которых самым тесным образом связана с жизнью и творчеством русских писателей.
В связи с невозможностью такой поездки в этом году зародилась идея создать виртуальные экскурсии в стенах школы [2]. Экскурсии создавались и проводились совместными усилиями сотрудников медиатеки и учащимися старших классов на базе медиатеки гимназии в рамках недели русской словесности (Рис. 1). Классы в течение недели приходили на экскурсии во время уроков литературы со своими педагогами.
Создание проекта состояло из нескольких этапов. В первую очередь было необходимо отобрать качественный материал для содержательной части экскурсии, а также сопроводительный визуальный ряд.
Поиск информации по заданной теме в основном сосредоточился на источниках, связанных с жизнью и творчеством писателей в период пребывания в усадьбах и непосредственно с историей самих усадеб. Мы стремились к тому, чтобы наши экскурсии были не только познавательными, но и увлекательными, для этого необходимо было найти интересные или малоизвестные факты. Для этого мы обратились к официальным сайтам музеев, посмотрели 3-D туры, проанализировали информацию, изучили и отобрали экскурсионные объекты. Составить визуальную композицию экскурсий и подготовить текстовую часть было необходимо таким образом, чтобы структура экскурсий представляла собой связанный рассказ, имеющий логическое начало и завершение.
Рис. 1. Буклет, посвященный неделе русской словесности
Поиск иллюстративного материала, необходимого для визуализации проекта, был сопряжен с определенными трудностями. При колоссальном объеме фотографий в интернете достаточно сложно было отобрать материал соответствующего качества. Далее шла подготовка материала технически – необходимо было перевести изображения в определенный формат, улучшить цветовые характеристики, создать презентацию. Для успешной реализации проекта экскурсоводам было необходимо хорошо знать текст, выразительно его рассказать, уложиться в отведенное время, а самое главное – справиться с волнением.
Количество слушателей, как правило, составляло 30 человек – по числу учащихся в классе, в то время, как экспозиционное пространство позволяет осуществлять оптимальное движение группы не более пятнадцати человек. Исходя из условий класс делили на две группы.
Рис. 2. План проведения экскурсии
Экскурсия для первой группы начиналось на первом этаже, затем группа поднималась на второй этаж, проходила по галерее, где расположены десять электронных рамок, далее группа спускалась вниз по лестнице, завершая экскурсию. В это время 2 группа оставалась на первом этаже и делилась на две подгруппы. Первая подгруппа смотрела небольшой видеоролик о жизни и творчестве писателя, а также имела возможность ознакомиться с информацией на интерактивном столе. Вторая подгруппа в центре зала проходила тест на знание произведений русской литературы (Рис. 2).
На экране изображение усадебного дома. Экскурсовод обращается с приветственным словом, сообщает общую информация об усадьбе (Рис. 3).
Рис. 3. Экскурсионная группа на первом этаже.
Далее группа поднималась по лестнице на второй этаж, где проводилась основная часть экскурсии. Изображения усадьбы выводились на мониторы. Группа постепенно перемещалась по галерее (Рис. 4).
Рис. 4. Галерея второго этажа
С галереи второго этажа экскурсовод обращал внимание слушателей на стены медиатеки, где находилась презентация, включающая в себя слайды, посвященные основным вехам жизни и творчества писателя (Рис. 5).
Рис. 5. Фрагменты презентации на стенах медиатеки
В конце экскурсии учащимся предоставлялась возможность задать вопросы, так как в процессе проведения экскурсии было необходимо строго соблюдать регламент по времени. Далее группа спускалась вниз по лестнице на первый этаж, завершая экскурсионную часть. 2 группа в этот момент шла к началу экскурсии.
На первом этаже, как говорилось выше, мы предлагали посмотреть видеоролики о жизни и творчестве писателей (Рис. 6).
Рис. 6. Учащиеся за просмотром видеоролика о жизни и творчестве Л.Н. Толстого
На интерактивном столе мы предлагали посмотреть презентацию, включающую в себя краткую информацию о литературных музеях-усадьбах нашей страны (Рис. 7).
Рис. 7. Интерактивный стол
Старшеклассникам было предложено пройти тест на знание произведений литературы 19 века (Рис. 8). Тест был создан с помощью конструктор тестов Online Test Pad.
Рис. 8. Старшеклассники проходят тест
Проект вызвал большой интерес и отклик не только у учеников, но и учителей. На сегодняшний день созданы виртуальные экскурсии музеев-заповедников – Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», А.П. Чехова «Мелихово», Н.А. Некрасова «Карабиха», А.С. Пушкина «Михайловское» и «Болдино», И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», М.Ю. Лермонтова «Тарханы». В процессе разработки находятся виртуальные экскурсии других литературных музеев.
Рис. 9. Команда экскурсоводов, 10-е классы
Литература
- Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. – Текст : электронный. – // Правительство России: официальный сайт. – URL: http://government.ru/docs/27980/ (дата обращения 05.03.2021).
- Актуализация интереса школьников и студентов к чтению художественной литературы/ М.А. Селиверстова, Т.А. Бахор, О.Н. Зырянова [и др.]. – Текст : электронный. – // Современные проблемы науки и образования: [сайт]. – 2015. – № 2-2. – URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22229 (дата обращения 10.03.2021).
- Медиатека / М.Б. Пильдес, С.В. Данилов, Е.Д. Тенютина [и др.]. – Текст: непосредственный // Гимназия №56 т А до Я. – 2020. – С. 199-202.
- Ходякова, Л.А.Читательская компетенция как составляющая общекультурной компетентности (диагностика метапредметных умений) / Ходякова, Л. А., Супрунова А. В. // Наука и школа. – 2015. – №6. – С. 87-94.