Доклад представлен в редакции автора
Литература в системе дополнительного образования
Литература как искусство слова не входит в перечень программ, реализуемых в детских школах искусств по федеральным государственным требованиям. Однако, система дополнительного образования может оказать существенную помощь школьным педагогам и учащимся.
Опыт Царскосельской гимназии искусств имени А.А. Ахматовой это подтверждает. Гимназия расположена в здании бывшей Мариинской женской гимназии, в которой училась Анна Горенко (Ахматова). В 1996 году (25 лет назад) в гимназии было открыто литературное отделение, предложившее не просто факультативные предметы и кружки, а целостную образовательную систему. С одной стороны, его открытие было обусловлено социальным запросом общества, а с другой – являлось свидетельством продолжения и сохранения культурных традиций Царского Села, связанных с жизнью и творчеством великого поэта Серебряного века.
Дополнительная общеразвивающая программа, разработанная под руководством представителей научно-педагогического сообщества Санкт-Петербурга, является альтернативной программам в области словесности учебных заведений, обеспечивает углубленное изучение предметов гуманитарного цикла, содержит исторический, национальный и региональный компоненты, сохраняет единство образовательного пространства Российской Федерации в сфере образования, культуры и искусства.
Учащиеся городов Пушкина, Павловска, Санкт-Петербурга изучают историю литературы, основы литературоведения, основы языкознания, культуру речи, историю искусств.
Особенности обучения:
• Инновационные учебные планы;
• Инновационные учебные программы (интегрированные курсы);
• Новые режимы обучения: система малых групп (8-10 человек), смена динамических поз; 30% уроков проводится на природе; выездные уроки;
• Начало обучения – с 8 лет;
• Современные педагогические технологии;
• Специализированные учебные кабинеты;
• Новые формы учета достижений учащихся: ежегодный альманах творческих работ «Подснежник»; авторские сборники, творческие отчеты (концерты).
Осознавая потребность активизации читательской деятельности через приобщение детей к чтению художественных произведений, а также мотивирование учащихся к литературному творчеству, к созданию собственных рассказов, сказок и стихов с 2007 года (четырнадцать лет) учащиеся литературного отделения активно участвуют в международном научно-практическом проекте образовательного характера «Литературное творчество в системе социокультурного развития школьников 7-12 лет» (http://child.kodeks.ru), организатором которого является А.М. Нефедьев, генеральный директор ЗАО «Проектно-монтажный центр "Авангард"», научным руководителем – Г.В. Варганова, доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры. Литературно-творческое сопровождение проекта осуществляется И.В. Репьевой, председателем Товарищества детских и юношеских писателей России, руководителем секции детской литературы Союза Писателей России.
Писатели и поэты знакомят учащихся со своими новыми произведениями, присылают творческие задания, пишут рецензии на детские работы, дают советы школьникам как писать стихи, рассказы, сказки, делятся воспоминаниями о том, как сами начинали сочинять. Это коренным образом отличается от школьной системы оценивания работ и позволяет повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний, сохраняет психическое здоровье учащихся, формирует стремление к самостоятельности и, что особенно важно, активизирует развитие познавательных способностей, лежащих в основе осознания внутренней потребности в творчестве и созидании.
Современные технологии, даже самые новейшие, не могут пока обеспечить столь значимого для учеников начальной и средней школы общения с писателями и поэтами на эмоционально-психологическом уровне. Отсутствие эмоциональной составляющей может стать серьезным барьером в получении и усвоении знаний, в раскрытии личных наклонностей и способностей. В связи с этим, обязательным направлением в работе проекта стала организация живого общения школьников с представителями литературной и театральной общественности. Такие встречи являются мощным стимулом к активному письменному самовыражению, снимают напряжение, вселяют уверенность. В исполнении артистов звучат не только произведения классиков, но и наших учащихся – это признание достижений, уважение к их творчеству, улучшение эмоционального состояния, стимул к созданию новых произведений.
Всероссийский проект «Читающая мама», литературно-творческий проект «Мамина книга», Лермонтовский урок – акции, организованные и проведенные совместно со студентами Библиотечно-информационного факультета СПбГИК под руководством профессора Г.В. Варгановой для учащихся литературного отделения, повышают интерес детей и родителей к художественной литературе, возрождают традиции домашнего чтения.
Учащиеся активно участвовали в международном исследовательском проекте «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. История моей семьи», посвященном 70-летию и 75-летию Победы. По материалам исследований изданы книги с одноименным названием.
Литературное отделение органично влилось в образовательную структуру Царскосельской гимназии, образовав синтез искусств, в котором соединяются музыка, живопись и литература. Все эти годы продолжается сотрудничество с учащимися и педагогами музыкальных и художественных отделений. В ежегодно издаваемом альманахе творческих работ учащихся «Подснежник» иллюстрации к текстам выполняют и сами авторы, и учащиеся и педагоги отделений «Русская роспись» и художественно-академического.
Гимназические проекты «Подслушать у музыки», «Маленькими шагами
в большой мир культуры и искусства», «Подвигу твоему, Ленинград…», фестиваль-конкурс «Моя Россия», «Деревенька моя», «Великая Отечественная война глазами детей и подростков XXI века», Вечера памяти А.А. Ахматовой и др. способствуют интегрированию знаний из различных творческих областей. Выступление учащихся на сценах Органного, Камерного и Концертного залов воспитывает сценическую культуру, формирует умения доносить свои мысли до слушателя, владеть собственным голосом и телом, эмоциями и чувствами. Не каждая школа может предоставить такие возможности обучающимся.
Использование социокультурного пространства города, занятия в любимых уголках Екатерининского и Александровского парков, Лицейского садика, на улицах и бульварах Петербурга, Пушкина, Павловска дарят юным писателям и поэтам вдохновенные строки в любое время года, возвращают учащимся состояние общего душевного комфорта.
Сохранение культурного наследия – фактор социального здоровья нации.
В гимназии чтят и продолжают традиции, связанные с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, А.А. Ахматовой, Д. Хармса (он тоже учился в историческом здании гимназии). Посещая Лицей, музейную экспозицию «Анна Ахматова. Царское Село», учащиеся ощущают свою причастность к истории, заботятся о сохранении всего того, что дорого памяти народной.
С целью сохранения здоровья учащихся во время обучения в систему дополнительного образования внедрена здоровьесберегающая образовательная технология «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», на базе которой разработана и широко апробирована целостная система здоровьеразвивающих педагогических технологий (организация учебного процесса на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности в режиме дальнего зрения и расширения «зрительных горизонтов»), автором которой является В.Ф. Базарный:
- Приобретены конторки – специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью;
- Уроки спланированы с учетом требований технологии: учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой.
- Во время урока проводится гимнастика для глаз.
- Гимназией приобретены каллиграфические наборы (деревянные перьевые ручки, наборы перьев, чернила) для уроков каллиграфии.
- Педагогами разработаны уроки каллиграфии, формирующие художественное чувство и развивающие психомоторную систему «рука-глаз», создано учебное пособие.
В гимназии создана такая развивающая среда, в которой таланту каждого ученика нашлось достойное место. Изучая литературные произведения и создавая собственные творческие работы, каждый ощущает личную принадлежность к работающей группе, для членов которой творчество – общая ценность.
Литература
- Варганова Г.В., Плавко И.А. Формирование научной грамотности детей и подростков: дискурсивность зарубежных практик//Приоритетные направления развития науки и образования.-2015. – №2(5) – с.124-127
- Волшебный мир чтения: литературно-педагогический альманах/под общ. Ред. Г.В. Варгановой. Санкт-Петербург.2010. – 198 с.
- Третьякова И.В. Чтение как средство личностного развития детей и подростков // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XXIV Международной научно-практической конференции. – Москва: Изд-во «Институт стратегических исследований». – 2015. – с. 88-89