Доклад представлен в редакции автора
Чесовская А.Е., Соломахина А.Е.
Виртуальный музей медиатеки
как фактор развития интереса учащихся к чтению
Сведения об авторах:
Аннотация
В данной статье мы остановимся на описании методики организации и проведения занятий в рамках программы дополнительного образования
«Школа экскурсоводов» в пространстве медиатеки, объединяющем такие формы работы как интерактивное мультимедийное пространство «Виртуальный музей» и традиционную для библиотек форму «Временная книжная выставка».
Ключевые слова: Виртуальный музей, чтение, интерактивные и мультимедийные технологии, экскурсия, экспозиция.
«Виртуальный музей» – это инновационный информационно-просветительский проект медиатеки гимназии, основными задачами которого является привлечение внимания школьников к сфере искусства, повышение уровня культурной грамотности и расширение кругозора обучающихся, в том числе посредством использования современного (актуального) технического оснащения.
Виртуальный музей в пространстве медиатеки условно можно разделить на следующие зоны: медиалекторий, правая и левая стороны виртуальной галереи, интерактивная проекция на стены, использование интерактивного стола «Promethean» и интерактивного киоска «Zorgetech», а также применение технологии «Samsung Gear VR». Рассмотрим подробнее пространственные и технические характеристики каждой зоны:
1. Медиалекторий представляет собой мини-конференц-зал общей вместимостью 25 посадочных мест. Техническое оснащение пространства включает мультимедийный интерактивный сенсорный экран «86"ClevertouchLUX», позволяющий проводить лекции, демонстрацию презентаций, фото и видеоматериалов, а также видеоконференций. Управление доской может осуществляться дистанционно с помощью оборудования «Clevesshare» и соответствующей программы.
2. Правая и левая часть пространства «Виртуальный музей» (правая и левая стороны галереи) представляет собой 10 плазменных панелей «Samsung», которые позволяют демонстрировать изображения высокого разрешения, видеоматериалы и др. Управление экранами осуществляется с помощью программы «Домашний медиа-сервер» (UPnP, DLNA, HTTP), которая предоставляет медиа-ресурсы (фотографии, аудио и видео файлы) другим UPnP (DLNA) устройствам в «домашней сети», в данном случае, плазменным панелям Samsung, а также мобильным и PDA устройствам. Программа поддерживает управление DMR (Digital Media Renderer) устройствами (использование функцию "Воспроизвести на" для отдельного устройства и группы устройств), что позволяет управлять экранами дистанционно.
3. В качестве дополнительной зоны используется проекция фото и видеоматериалов на стены при помощи мультимедийных проекторов «Vivitek», благодаря чему в процессе проведения мероприятий задействовано все пространство медиатеки. Это позволяет слушателям/экскурсантам/посетителям лучше погрузиться в особую творческую атмосферу каждого мероприятия/экскурсионного занятия.
4. Интерактивный стол «Promethean» и интерактивный киоск «Zorgetech» используются в качестве дополнительного оборудования, на котором располагается материал определенной тематики, как правило, для самостоятельного изучения (информация об экспозиции, игры, тестирования и т.д.), что также способствует расширению образовательного пространства.
5. В процессе проведения занятий «Виртуального музея» используются так же очки виртуальной реальности с совместимым смартфоном «SamsungGearVR». Использование данной технологии способствует большему внедрению различных программ системы «виртуальной реальности» в информационную образовательную среду гимназии. Данная технология также может выступать в качестве дополнительного пространства виртуального музея.
К настоящему времени в рамках данного проекта разработано и проведено более 20 экскурсий, например: «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения», «Дни воинской славы России», «Константин Васильев» и др.
В сентябре 2016 года на базе «Виртуального музея» медиатеки гимназии открылся информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал», призванный воплощать идею доступности крупнейшей в России коллекции русского искусства, в том числе, за пределами Санкт-Петербурга. Внедрение данного проекта во многом способствовало расширению образовательного пространства медиатеки. Также для нас стал доступен информационный ресурс – электронная мультимедийная программа «Медиатека. Русский музей: виртуальный филиал», размещенный на мониторах в компьютерном зале медиатеки. Содержательным наполнением проекта являются современные информационно-образовательные ресурсы, разработанные профессиональными историками и искусствоведами, сотрудниками Русского музея и виртуальных филиалов. Технической особенностью программы является ее функционирование в офлайн режиме (работа программы не зависит от Интернет-соединения), обновление материалов происходит ежегодно или по запросу виртуального филиала. Таким образом, проект гимназии «Виртуальный музей» удачно соединил в себе уже имеющийся ресурс с техническими возможностями медиатеки и новый проект «Русский музей: виртуальный филиал», включающий современные информационно-образовательные ресурсы, разработанные профессиональными искусствоведами, а также соответствующее техническое оснащение, что в значительной степени способствовало расширению информационной образовательной среды и ее использованию для проведения занятий. Проект, являясь межрегиональным и международным, также открывает для гимназии широкий спектр возможностей сотрудничества с музеями, учебными заведениями, учреждениями культуры, науки и дополнительного образования по всему миру в рамках обмена информационными ресурсами и уникальными мультимедийными проектами, что реализует идею глобализации образовательного процесса.
Информационно-просветительский проект «Виртуальный музей», в том числе по средствам привлечения современных технологий, не только знакомит обучающихся с живописным искусством, расширяет кругозор, но и решает важную и актуальную проблему стимулирования и поддержания интерес учащихся к чтению. Решается проблема сразу в нескольких направлениях:
Во-первых, участники клуба «Школы экскурсоводов» самостоятельно изучают материалы, обращаются к истории рассматриваемых проблем в процессе на стадии подготовки: изучают различные источники, используя библиотечные ресурсы медиатеки (отбирают соответствующую литературу, составляют библиографии, анализируют материал будущей экскурсии, накапливают знания по теме, производят обработку фактического материала), т.е с помощью различных печатных и иных источников прорабатывают содержание экскурсии. Во-вторых, практически каждая экспозиция сопровождается выставкой книг, или лекцией о книгах определенной тематики, например, экскурсионное занятие «Отражение русской революции в живописи и литературе» состояло из лекции о книгах и живописных произведениях рассматриваемого периода. В-третьих, экскурсии проходят в медиатеке, частью которой является библиотечное пространство, и у заинтересовавшихся экскурсантов всегда есть возможность изучить рассматриваемую на тематику более подробно, обратившись к печатным изданиям.
При проведении экскурсии класс делится на три группы. Две группы под руководством педагогов знакомятся с картинами, загруженными в левой и правой частях экспозиции, а третья группа в центральном зале медиатеки знакомится с книжной выставкой, затем группы меняются местами. Если в содержание экскурсии включаются очки виртуальной реальности, то класс может быть разделен на 4 группы. В среднем время работы в каждом из пространств – 10-15 минут. Таким образом, за час ученики имеют возможность познакомиться со всей экспозицией.
Рассмотрим, как работает Виртуальная экспозиция на примере экспозиции: «Маринистическая и пейзажная живопись»
Краткая справка о содержании экспозиции:
Экспозиция была реализована в рамкахпредметной недели биологии, географии, химии. Первая часть экспозиции была посвящена произведениям великого русского мариниста - Ивана Константиновича Айвазовского, полотна которого отобразили особенный характер и красоту океанских волн, передали движения стихий, казалось бы, неуловимых для кисти: вспышки молнии, порывы ветра, всплески воды. Представленные на экспозиции картины «Девятый вал», «Волна», «Буря» давно стали признанными шедеврами мировой маринистической живописи.
Вторая часть выставки была посвящена работам Ивана Ивановича Шишкина – величайшего мастера пейзажной живописи, знатока и ценителя русского леса. Современники недаром называли И.И. Шишкина «Лесной богатырь-художник», «царь леса». В представленных картинах «Корабельная роща», «Дубы», «Дорожка в лесу», как и во многих других произведениях художника, отображена величественная красота нашей природы.
Помимо экскурсии, гости экспозиции могли самостоятельно изучить информацию о представленных работах на интерактивном столе, а по окончании осмотра проверить полученные знания, пройдя небольшую тест-игру.
Виртуальная экскурсия включала в себя обзор книг, посвященных представленным живописным произведениям, библиографические издания.
Вариант экспозиционного пространства (правая и левая стороны галереи) на примере фрагмента экспозиции «Маринистическая и пейзажная живопись» и плазменные панели «Samsung»
Вариант экспозиционного пространства на примере виртуальной экспозиции «А музы не молчали…» и плазменные панели «Samsung»
Использование интерактивного стола «Promethean» и интерактивного киоска «Zorgetech» на примере экспозиции«Суриков-мастер исторического пейзажа»
Примеры использования «SamsungGearVR»
Выставка и обзор книг в рамках мероприятия «Отражение русской революции в живописи и литературе
Пример использования интерактивной доски интерактивного сенсорного экрана «86"Clevertouch LUX»
Создание информационной образовательной среды в пространстве медиатеки предполагает не только техническое обеспечение, но и грамотный отбор форм и приемов работы с цифровыми образовательными ресурсами. Учитывая то обстоятельство, что сами по себе технические средства уже давно не удивляют учащихся и, более того, многие ученики успешно используют разнообразные программы чаще, чем современные педагоги, для нас важно было найти и предложить такие формы работы, которые привлекут учащихся в медиатеку и побудят обратиться к прочтению книг. При этом мы не ведем дискуссий о том, на каких носителях читать книги: традиционных для старшего поколения – печатных носителях или более привычных для наших учеников – электронных. Самое главное – это возродить интерес к самому процессу чтения, увлечь книгами.