МАТЕРИАЛЫ
Межрегиональной научно-практической конференции
«Чтение детей и взрослых: формирование традиций современного семейного чтения»
Санкт-Петербург – 2024
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
«Будущие лидеры России начинаются с читающих мам!»
Жукова Татьяна Дмитриевна, президент ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА), кандидат педагогических наук, г. Москва.
«Чтение как инструмент суверенной образовательной политики в России»
Качева Елена Валерьевна, кандидат педагогических наук, заведующий региональным информационно-методическим центром ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», г. Челябинск.
«Детское чтение во взрослом возрасте: случай «Лаборатории “ДЕТЛИТ”»
Черняк Мария Александровна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
«Информационно-библиотечный центр в действии: полет нормальный»
Волкова Марина Александровна, директор ГБОУ СОШ № 574 Невского района Санкт-Петербурга, лауреат Всероссийского конкурса «Директор России-2022», Почетный работник общего образования
«Как собрать библиотеку о семье: руководство к действию»
Песчанская Наталья Владимировна, заместитель генерального директора по методической работе и взаимодействию с образовательными организациями Издательства «Детская и юношеская книга», г. Москва
«Семейное чтение в 2024 году: основные практики и роль библиотек»
Соломонова Марина Валерьяновна, заместитель директора по развитию и инновациям СПб ГБУК «Санкт-Петербургская специальная центральная детская библиотека им. А.С. Пушкина»
СЕКЦИЯ «Союз семьи, книги и библиотеки»
«Возможности и значение возрождения традиции семейного чтения в современном мире»
Степанова Надежда Евгеньевна, методист ИМЦ Центрального района Санкт-Петербурга
«Что научит быть читателем?»
Аксенова Яна Федоровна, методист издательства «Русское слово», г. Москва
«От креативного педагога-библиотекаря – к осознанному семейному чтению»
Николаева Валентина Александровна, педагог-библиотекарь первой квалификационной категории, ГБОУ школа № 454 Колпинского района Санкт-Петербурга
«Спешите делать добрые дела»
Крестинина Ольга Васильевна, зав. школьной библиотекой, Моисеева Татьяна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Александро-Невская СОШ» Александро-Невский район Рязанская область
«Путь к знаниям и развитию: библиографы о книгах для семейного чтения». Приложение.
Алексеева Лидия Анатольевна, Почетный работник общего образования РФ, ведущий библиограф библиотеки ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», Фёдорова Ольга Игоревна, библиограф библиотеки ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»
«Работа педагога – библиотекаря с семьями учащихся как способ приобщения ребёнка к чтению»
Мошкина Светлана Юрьевна, педагог-библиотекарь МБОУ «Большеколпанская СОШ» Гатчинского района Ленинградской области
«Литературные вкусы кадет в 19 и 21 веке. Результаты исследования»
Старовойтова Ольга Рафаельевна, кандидат педагогических наук, доцент, научный консультант Всероссийской образовательной программы «Гимназический союз России»
«Функциональная неграмотность»
Орлова Ирина Федоровна, педагог-библиотекарь, педагог дополнительного образования ГБОУ № 99 «Старт» Петроградского района Санкт-Петербурга
«Опыт работы поэтического клуба в ГБОУ СОШ № 47 им. Д.С. Лихачева Петроградского района СПб»
Бегеулова Лила Борисовна, педагог-библиотекарь, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 47 им. Д.С. Лихачева
«Мы верим в КНИГИ и не верим в монстров (из опыта работы с детьми и подростками в рамках библиотечного антибуллингового проекта «Я не верю в монстров»)
Шулаева Татьяна Николаевна, ведущий библиограф Центральной районной детской библиотеки СПб ГБУ «ЦБС Петроградского района»
МАСТЕР-КЛАСС (онлайн)
«Журналы периодической печати для детей: история и современность (на примере журналов “Пионер”, “Костер”)»
Тимченко Светлана Геннадьевна, старший преподаватель кафедры социально-педагогического образования СПБ АППО
КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Современные ресурсы по формированию традиций семейного чтения в XXI веке»
«Литературный проект в зеркале семейного чтения»
Вальчук Марина Константиновна, педагог-библиотекарь Второй Санкт-Петербургской гимназии
«”Земляничный клуб”: всероссийский клуб для авторов, издателей и читателей»
Земляничкина Екатерина Борисовна, российский писатель, сценарист, преподаватель сторителлинга
«Семейное чтение как элемент воспитания и приобщения к художественной литературе»
Мишенева Ольга Борисовна, заведующий библиотекой ГБОУ СОШ № 236 Фрунзенского района, г. Санкт-Петербург
«Всероссийский ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников “КОСТЕР”»
Харлампиев Николай Борисович, главный редактор журнала, г. Санкт-Петербург
«Периодические издания в жизни школьников: итоги социологического исследования»
Тараненко Янина Юрьевна, методист Красносельского ИМЦ, г. Санкт-Петербург
«Библиотека 2024: как читать и не скучать»
Гаврилова Надежда Михайловна, библиотекарь библиотеки имени В.И. Ленина ЦБС Петроградского района, г. Санкт-Петербург
«Чтение для жизни. Ресурс госпитальной педагогики»
Курикалова Наталия Михайловна, методист проекта госпитальных школ «УчимЗнаем», к.ф.н.
ПОСТ-РЕЛИЗ
Межрегиональная научно-практическая конференция
«Чтение детей и взрослых: формирование традиций
современного семейного чтения»
Конференция проходила в смешанном формате два дня: 27 марта – СПб АППО, 28 марта СПб ГБУК «Санкт-Петербургская специальная центральная детская библиотека им. А.С. Пушкина.
На конференцию предварительно зарегистрировалось 446 человек (ученые, библиотековеды, философы, библиотекари, учителя, писатели, издатели и другие заинтересованные лица).
В первый день конференции состоялись:
Пленарное заседание https://vk.com/video-212454770_456239575
Секция «Союз семьи, книги и библиотеки» https://vk.com/video-212454770_456239575
Круглый стол «Современные ресурсы по формированию традиций семейного чтения в XXI веке» https://vk.com/video-212454770_456239577
Мастер-класс «Журналы периодической печати для детей: история и современность» https://vk.com/video-212454770_456239576
Конференцию открыла проректор по развитию проектной деятельности Калинина Екатерина Игоревна. С приветственным словом к участникам конференции обратилась Жукова Татьяна Дмитриевна, президент ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА), кандидат педагогических наук, и Соломонова Марина Валерьяновна, заместитель директора по развитию и инновациям СПб ГБУК «Санкт-Петербургская специальная центральная детская библиотека им. А.С. Пушкина».
Мелентьева Юлия Петровна, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий отделом проблем чтения ФГБУ НИЦ «Наука» РАН (г. Москва), в своем выступлении охарактеризовала новые задачи изучения чтения, стоящие перед библиотекарями учебных заведений.
О будущих лидерах России, которые начинаются с читающих мам рассказала Жукова Татьяна Дмитриевна, президент ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА), а Качева Елена Валерьевна, заведующий региональным информационно-методическим центром ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (г. Челябинск) раскрыла в своем выступлении понятие чтения как инструмента суверенной образовательной политики в России.
Про особенности детского чтения во взрослом возрасте (на примере случая «Лаборатории ДЕТЛИТ») сообщила Черняк Мария Александровна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
О возможностях пространства читательской практики рассказала Хайдарова Гульнара Равилевна, д. филос. н., независимый исследователь (г. Санкт-Петербург).
Волкова Марина Александровна, директор ГБОУ СОШ № 574 Невского района Санкт-Петербурга, лауреат Всероссийского конкурса «Директор России-2022», вдохновила всех своим опытом трансформации школьной библиотеки в информационно-библиотечный центр, охарактеризовав данный проект как инновационный и вдохновляющий к преобразованиям.
На секции «Союз семьи, книги и библиотеки»( модератор Полякова Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования, заведующий информационно-библиотечным центром СПб АППО) участники конференции говорили о возможностях и значении возрождения традиции семейного чтения в современном мире
На круглый стол (модераторы Галактионова Татьяна Гелиевна, профессор Института педагогики СПб ГУ, доктор педагогических наук, профессор, г. Санкт-Петербург; Рудник Виктория Васильевна, специалист информационно-библиотечного центра СПб АППО, руководитель Санкт-Петербургского отделения Ассоциации школьных библиотекарей русского мира) «Современные ресурсы по формированию традиций семейного чтения в XXI веке» были приглашены педагоги-библиотекари и школьные библиотекари города, представители публичных библиотек, главные редакторы детских периодических изданий Санкт-Петербурга, методисты ИМЦ по работе со школьными библиотеками города, представители издательств детской литературы.
На круглом столе обсуждались современные ресурсы и подходы, которые могут быть полезны при создании и поддержании традиций семейного чтения.
Тимченко Светлана Геннадьевна, старший преподаватель кафедры социально-педагогического образования СПБ АППО, в ходе мастер-класса предложила участникам проанализировать содержание журналов «Пионер», «Костер» разных лет издания, изложила рекомендации для учащихся по созданию собственного журнала, его наполнению тематическим содержанием согласно современным векторам воспитательной деятельности, определила требования к ученику, необходимые при создании журнала периодической печати. Итогом мастер-класса стало педагогическое проектное решение об использовании потенциала журналов периодической печати для современных детей и подростков.
Участники конференции подвели итоги работы первого дня работы:
– Потеря статуса престижности и исключительной роли чтения в жизни общества – одна из тенденций последних десятилетий.
– Кризис чтения наблюдается во всех индустриально развитых странах, так называемая вторична неграмотность приводит к ряду негативных социальных и экономических последствий.
– У нас наработан большой опыт по защите чтения, его стимулированию.
– Ценность поддержки семейного чтения чрезвычайно актуальна именно сегодня, возможно, как никогда раннее, сохранить традиции, невзирая на все вызовы, с которыми мир встретился в век информации.
Полагаем, что поддержание традиций семейного чтения в XXI веке требует комбинации современных подходов и технологий с традиционными ценностями чтения и литературного наследия.
На втором дне конференции 28 марта в СПб СЦДБ им. А.С. Пушкина (онлайн-трансляция https://www.youtube.com/watch?v=XBIeKaPE91Q) педагоги, библиотекари, издатели, писатели продолжили разговор о современных тенденциях, способах формирования и перспективах развития семейного чтения и составили следующие рекомендации:
1. Интеграция современных технологий – продолжение интеграции цифровых ресурсов и технологий для современного семейного чтения.
2. Обучение родителей и педагогов – проведение обучающих семинаров и школ для родителей и педагогов по формированию традиций чтения в семье
3. Поддержка литературного обмена – создание программ обмена книгами, чтение в кругу семьи, дружеские обсуждения прочитанного для содействия семейным традициям чтения.
В информационном обществе чтение и «человек читающий» все больше осознается как национальная ценность. Новые возможности, которые предоставляет электронная среда дают шанс усилить нашу работу, увидеть новые подходы и ресурсы.
В конференции очно приняло участие 112 человек, подключилось к трансляции – 145 из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, количество просмотров за два дня более 2100 из Беларуси, Башкортостана, Челябинска, Курска и Курской области, Москвы и Московской области, Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Рязанской области, Нижегородской области, Красноярского края, Краснодара и др.