Фотоотчет
Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики»
Организаторы конференции: Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.
21-22 апреля Санкт-Петербург.
ПОСТ-РЕЛИЗ
Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования в целях реализации Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации 21-22 апреля 2022 года провели международную научно-практическую конференцию «Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики».
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования – это ежегодная информационно-коммуникационная площадка и сервисная платформа для участников мероприятий, традиционно посвященных вопросам развития у детей интереса к чтению.
Соорганизаторами конференции на сегодняшний день являются:
ФГБУ науки НИЦ «Наука» РАН.
Научный совет по проблемам чтения РАО.
СПб ГБУК «Центральная городская детская библиотека им. А.С. Пушкина».
Санкт-Петербургская секция Совета по детской книге России.
Санкт-Петербургское отделение русской ассоциации чтения.
Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов.
Конференция прошла на двух площадках:
21 апреля – Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.
22 апреля – Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Центральная городская детская библиотека им. А.С. Пушкина.
Основная аудитория конференции ученые, педагоги-практики, библиотекари, методисты, руководители образовательных организаций, студенты педагогических направлений вузов и ПОО, преподаватели учреждений дополнительного, высшего и послевузовского образования, аспиранты, докторанты, издатели, писатели и другие заинтересованные лица. География участников в этом году была еще более обширной – от Калининграда до Биробиджана, от Архангельска до Ставрополя. Присутствовало 557 человек из более чем 22 регионов страны: Москва и Московская обл., Брянская, Воронежская, Курская, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Калининградская, Псковская, Новгородская, Омская, Свердловская, Челябинская, Новосибирская области, Республика Коми, Республика Карелия, Республика Саха, Удмуртская Республика, Республика Башкортостан, Пермский край и Ставропольский край, Чувашская Республика, а также стран – ЛНР, Республики Беларусь, КНР, Республики Сербской, Египта, Бельгии. Участники собрались вместе, чтобы обсудить наиболее актуальные вопросы поддержки книги и чтения.
Конференция прошла в гибридном формате с возможностью как очного (при соблюдении санитарно-эпидемиологических правил), так и дистанционного участия.
В рамках конференции 15 апреля 2022 года состоялся городской семинар «День погружения в книги»: практика организации общешкольного образовательного события». Участники семинара познакомились с опытом работы школы № 218 Фрунзенского района по реализации многофункционального общешкольного проекта «Человек читающий». Проект направлен на духовно-нравственное воспитание учеников, приобщение их к культуре чтения; расширение культурного влияния школы на окружающий социум; привлечение к просветительской деятельности родителей школьников и широкого круга социальных партнеров школы.
Участники познакомились с практикой проведения единого образовательного события «Букдайвинг: погружение в мир книг», а также приняли в нем непосредственное участие.
Санкт-Петербургская конференция по чтению является способом профессионального и общественного обсуждения важнейших вопросов и выяснения мнений по поводу развития детского и юношеского чтения как приоритетного направления в культурной и образовательной политике государства, имеющего важнейшее значение для будущего страны.
Подробная информация была опубликована в программе конференции со ссылками на подключение к пленарному заседанию и секциям.
Ссылки действуют после завершения конференции и дают возможность желающим просмотреть записи докладчиков и выступающих:
Пленарное заседание https://youtu.be/MpW3khfxN50.
Модератор: Татьяна Ивановна Полякова, заведующий информационно-библиотечным центром, доцент кафедры социально-педагогического образования СПб АППО, кандидат педагогических наук, г. Санкт-Петербург, Россия.
Секционные заседания
Интерактивная площадка. Реализация мега-проекта «Читающая Россия»
Модератор: Татьяна Дмитриевна Жукова, президент ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА), кандидат педагогических наук, г. Москва, Россия.
Секция 1. Читательская среда: проекты и инициативы
Модераторы: Татьяна Гелиевна Галактионова, профессор Института педагогики СПбГУ, доктор педагогических наук, доцент, г. Санкт-Петербург, Россия.
Виктория Васильевна Рудник, специалист информационно-библиотечного центра СПб АППО.
Секция 2. Образовательные и информационные технологии для развития у детей интереса к чтению https://youtu.be/OUyH6xgeAA8
Модератор: Светлана Эрленовна Берестовицкая, заместитель директора по опытно-экспериментальной работе ГБОУ СОШ № 218, профессор кафедры социально-педагогического образования СПб АППО, доктор педагогических наук, доцент, г. Санкт-Петербург, Россия.
Все материалы конференции выставлены на сайте информационно-библиотечного центра СПб АППО www.ibcappo.ru.
Международной научно-практической конференции
«Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики»
Санкт-Петербург 21-22 апреля
Пленарное заседание
21 апреля 2022 года
Татьяна Ивановна Полякова, заведующий информационно-библиотечным центром, доцент кафедры социально-педагогического образования СПб АППО, кандидат педагогических наук, г. Санкт-Петербург, Россия.
Юлия Петровна Мелентьева, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий отделом проблем чтения ФГБУ НИЦ «Наука» РАН, г. Москва, Россия.
Информационная безопасность детей – важнейшая задача педагога-библиотекаря
(+ ВИДЕО)
Татьяна Дмитриевна Жукова, президент ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА), кандидат педагогических наук, г. Москва, Россия.
О читательских ожиданиях подростков и старшеклассников
Наталья Михайловна Свирина, профессор кафедры основного и среднего общего образования СПб АППО, профессор, доктор педагогических наук, научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга.
Современная школьная библиотека, созидаемая вместе
Елена Станиславовна Романичева, ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ, г. Москва, Россия.
Читательские компетенции современного человека: от дошкольника до выпускника
Марина Александровна Волкова, директор ГБОУ школы № 574 Невского района Санкт-Петербурга.
Литературное чтение как способ развития личностного потенциала
Татьяна Гелиевна Галактионова, профессор Института педагогики СПбГУ, доктор педагогических наук, доцент, г. Санкт-Петербург, Россия.
Учебник «Литературное чтение» как проводник в культуру (УМК «Школа диалога»)
Мария Павловна Воюшина, профессор кафедры ЮНЕСКО "Образование в поликультурном обществе" РГПУ им. А.И. Герцена,доктор педагогических наук, профессор, координатор проекта «Школа диалога».
Контексты культурно-образовательной событийности: читательские конференции и конкурсы
Ольга Николаевна Мачехина, профессор дирекции образовательных программ ГАОУ ВО Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук, доцент, г. Москва, Россия.
Сегодня читающий ребенок – завтра думающий гражданин
Владимир Александрович Шаталин, генеральный директор ООО «Издательство «Детская и юношеская книга», г. Москва, Россия.
Всестороннее развитие детей-билингвов при помощи семейного чтения (видео)
Елена Альпдоган, учитель английского и русского языков, филолог, Бельгия, г. Вёрне.
Литературные предпочтения современных китайских читателей
(+ ВИДЕО)
Хоу Молань, аспирант СПбГУ, г. Цзинань, провинция Шаньдун, Китай.
Секционные заседания
Интерактивная площадка. Реализация мега-проекта «Читающая Россия»
Реализации мега-проекта «Читающая Россия» в регионах. Презентация Атласа практик
(+ ВИДЕО)
Татьяна Дмитриевна Жукова, президент ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА), кандидат педагогических наук, г. Москва, Россия.
Развитие профессиональных компетенций педагога-библиотекаря в электронной образовательной среде (видео)
Елена Валерьевна Качева, заведующий региональным информационно-методическим центром ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», кандидат педагогических наук.
Практика организации детского и семейного чтения «Читающая мама - Читающая школа - Читающая Россия» (+ ВИДЕО)
Римма Ахметовна Сафиуллина, заведующий библиотекой МАОУ «СОШ 11» городского округа г. Стерлитамак, Республика Башкортостан.
Междисциплинарный проект «Гимназия Читающая»: опыт реализации
Ерчаник Валентиновна Яркова, методист ГБОУ гимназии № 513 Невского района, учитель английского языка.
Ирина Владимировна Булавкина, заведующий центром библиотечной и музейной педагогики ОГБУ ДПО "Курский институт развития образования".
Конкурсы как инструмент развития профессиональных компетенций работников библиотек (видео)
Наталья Сергеевна Самыловская, заведующий информационно-библиотечным отделом (медиатекой) ГАОУ ДПО «ЛОИРО».
Анна Владимировна Исаева, главный библиотекарь, МО БУ «Средняя общеобразовательная школа «Агалатовский центр образования», победитель конкурса профессионального мастерства в Ленинградской области в номинации «Библиотекарь года-2021».
Секция 1. Читательская среда: проекты и инициативы
Валеология чтения в процессе социализации
Андрей Алексеевич Локиев, психолог, психолингвист,Санкт-Петербург, Россия.
Мультиграмотность как ресурс развития чтения в разных предметных областях
Ольга Андреевна Казакова, аспирант Института педагогики СПбГУ, г. Санкт-Петербург, Россия.
Литература по саморазвитию как способ поговорить о «Войне и мире» Л. Н. Толстого
Екатерина Сергеевна Аширова, бакалавр филологии СПбГУ, Академическая гимназия им. Д. К. Фаддева, преподаватель русского языка и литературы, студент магистерской программы «Межкультурное образование» в СПбГУ, г. Санкт-Петербург, Россия.
Образовательный анекдот как учебный текст
Янина Владимировна Буткевич, магистрант СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия.
Развитие у детей интереса к чтению через литературное творчество
Ольга Анатольевна Отраднова, координатор проекта «Всероссийская школьная летопись», некоммерческое партнёрство содействия изучению современной культуры и литературы «Живая классика», кандидат философских наук, г. Санкт-Петербург, Россия.
Пространство, которое мотивирует читать
Анна Владиславовна Волощенко, ИМЦ Колпинского района, методист, учитель начальных классов, г. Санкт-Петербург, Россия.
Программа внеурочной деятельности как средство приобщения младших подростков к чтению
Екатерина Вадимовна Зайцева, аспирант СПбГУ, г. Санкт-Петербург, Россия.
Онлайн встреча с писателем как средство формирования интереса к чтению
Алла Григорьевна Черных, педагог-библиотекарь ГБОУ СОШ № 220 Калининского района Санкт-Петербурга, Россия.
Воспитание культуры чтения через клубное общение и творчество
Надежда Евгеньевна Степанова, методист ГБУ ИМЦ Центрального района Санкт-Петербурга, Россия.
Аудиовизуализация в развитии интереса к чтению
Екатерина Владимировна Меленцева, заведующий библиотекой ГБОУ СОШ № 549 с углубленным изучением английского языка Красносельского района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург, Россия.
Образовательный продукт «Зеленый календарь»
Оксана Леонидовна Григорьева, заведующий библиотекой, ГБОУ школа № 574 Невского района Санкт-Петербурга, Россия.
Лилия Равильевна Гузаирова, библиотекарь ГБОУ школа № 574 Невского района Санкт-Петербурга, Россия.
Секция 2. Образовательные и информационные технологии для развития у детей интереса к чтению
Гуманитарно-образовательный проект «Человек читающий»
Светлана Эрленовна Берестовицкая, заместитель директора по опытно-экспериментальной работе ГБОУ СОШ № 218, профессор кафедры социально-педагогического образования СПб АППО, доктор педагогических наук, доцент, г. Санкт-Петербург, Россия.
Медиатворчество как средство формирования интереса к чтениюонлайн
Елена Валерьевна Черникова, магистр журналистики, образовательный центр «Родник», медиапедагог, Египет, г. Хургада.
Валерий Игоревич Ашиков, руководитель семейного клуба «Семицветик», г. Москва, Россия.
Разнопозиционное изучение литературы: опыт проведения творческих мастерских в библиотеках
Максим Владимирович Чередниченко, МАОУ Школа “Эврика-развитие”, учитель литературы, г. Томск, Россия.
Екатерина Валентиновна Григоренко, МАОУ Школа “Эврика-развитие”, методист, г. Томск, Россия.
Елена Васильевна Волкова, учитель начальных классов ГБОУ школа № 2101, г. Москва, Россия.
Елена Ивановна Бондаренко, учитель ГБОУ школа № 2101, г. Москва, Россия.
Ирина Николаевна Соколова, учитель русского языка и литературы, школа № 2101, г. Москва, Россия.
Антонина Евгеньевна Ростовская, руководитель Лаборатории сценических практик кафедры Психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, г. Москва, Россия.
Татьяна Александровна Леменц, студент 4 курса бакалавриата Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, г. Москва, Россия.
Марина Юрьевна Зайцева, студент 2 курса бакалавриата Института детства Московского педагогического государственного университета, г. Москва. Россия.
22 апреля 2022 года
Место проведения: СПб ГБУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина»
Марина Валерьяновна Соломонова,заместитель директора СПб ГБУК «ЦГДБ
им. А.С. Пушкина» по развитию и инновациям.
Опыт работы Республики Сербской по продвижению книги и чтения
Марияна Цветкович, специалист по региональному сотрудничеству Представительства Республики Сербской в Российской Федерации.
Об издании и публикации серии «Российские золотые детские книги» в Китае
Ли Цзянхуа, преподаватель русского языка и переводчик русской детской литературы, Институт международной детской литературы китайского океанологического университета (г. Циндао, Китайская Народная Республика) – видеозапись.
Букбордеры – полеты на книгах. Литературная студия в библиотеке
Надежда Владимировна Куракина, методист Центральной районной библиотеки им. А.С. Пушкина СПб ГБУ «ЦБС Петроградского района».
Инфраструктура семейного чтения
Екатерина Андреевна Асонова, заведующий лабораторией социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук.
Анастасия Алексеевна Понамарёва, библиотекарь 2 категории ЦГДБ им. А. С. Пушкина, куратор формулы «Закрытая школа».
Потенциал общедоступных и учебных библиотек в профессиональном становлении кадет
Светлана Михайловна Купренюк, заведующий библиотекой ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации».
Культурная адаптация: особенности чтения жителей микрорайона Новая Охта
Анастасия Юрьевна Белоногова, заведующий библиотекой «КУБ» СПб ГБУК «ЦБС Красногвардейского района».
Для школы, эксклюзивно: индивидуальная работа библиотеки со школьными коллективами по их запросам
Татьяна Николаевна Шулаева, библиограф ведущей категории Центральной районной деткой библиотеки СПб ГБУ «ЦБС Петроградского района».
Стендовые доклады
«Книжное обозрение» (памятные даты 2021/2022 учебного года)
Лидия Анатольевна Алексеева, ведущий библиограф библиотеки ГБНОУ «СПБ ГДТЮ».
Ольга Игоревна Федорова, библиограф библиотеки ГБНОУ «СПБ ГДТЮ».
Клубы и интернет-сообщества любителей чтения
Фатма Байрамовна Мамедова, методист, ГБУ ДПО центр повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр» Кировского района Санкт-Петербурга.
Анастасия Георгиевна Лычаева, методист, ГБУ ДПО центр повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр» Кировского района Санкт-Петербурга.